Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная
программа (далее
– АООП) начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1) МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением отдельных
предметов г. Екатеринбурга определяет содержание и организацию образовательной
деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с учетом
образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
АООП НОО (вариант 5.1) МАОУ СОШ № 140
с углубленным изучением отдельных предметов представляет собой систему
взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном,
обеспечивающим духовно- нравственное, социальное, интеллектуальное и
общекультурное личностное направления развития обучающихся при получении НОО.
АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает
создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности, особенности психофизического развития, индивидуальные
возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию
обучающихся с ТНР.
Цель АООП НОО (вариант 5.1) МАОУ СОШ № 140 с
углубленным изучением отдельных предметов: обеспечение достижения
выпускником НОО планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе
комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР.
Задачи, реализуемые при получении НОО:
·
становление
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
·
духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных
норм, нравственных установок, национальных ценностей;
·
формирование
желания и основ умения учиться, способности к организации своей деятельности,
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с учетом их индивидуальных
особенностей;
·
создание
условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья обучающихся,
формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в
соответствии с ними;
·
формирование
опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной
среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям, обучение
навыкам общения и сотрудничества;
·
обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования.
Помимо реализации общих задач при
получении НОО АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает решение специальных задач:
ü
своевременное
выявление обучающихся с трудностями в обучении;
·
определение
особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных уровнем их
речевого развития;
·
определение
особенностей организации образовательной деятельности для категории обучающихся
в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой речевого нарушения
развития и степенью его выраженности;
·
коррекция
индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация и
совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к
учению;
·
осуществление
индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с
учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
·
реализация
системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся;
·
оказание
консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
обучающихся.
АООП НОО (вариант 5.1.) разработана с учетом
психолого-педагогической характеристики обучающихся с ТНР.
Вариант 5.1
предназначается:
·
для
обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи
(далее – ФФН и ФН) – дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания,
ринолалия;
·
для
обучающихся с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) III речевого развития, с
нерезко выраженным общим недоразвитием речи (далее НВОРН) IV уровня речевого
развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка;
·
для
обучающихся с нарушениями чтения и письма.
В основу
реализации АООП НОО (вариант 5.1) заложены дифференцированный, деятельностный и
системный подходы.
Адаптированная основная общеобразовательная
программа (далее
– АООП) начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1) МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением отдельных
предметов г. Екатеринбурга содержит следующие разделы:
Целевой раздел.
Пояснительная
записка
Планируемые
результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
• Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
ТНР на уровне начального общего образования
• Примерные
программы учебных предметов
• Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на
уровне начального общего образования
• Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни
• Программа
коррекционной работы
3.
Организационный
раздел
·
Учебный
план начального общего образования
·
План
внеурочной деятельности
·
Система
условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
Вариант 5.1,
предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те
же сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.