Учебный план дополнительного образования 2024-2025

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
МАОУ СОШ № 140 с УИОП
Протокол № 01-08-24/25
от « 30» августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №140 с
углубленным изучением отдельных
предметов
________________А.В. Журавлева
Приказ №404 от «31» мая 2024 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительного образования
2024-2025 учебный год

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
В Концепции модернизации Российского образования детей подчеркивается
важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного
образования. Кроме того, профильное обучение также предполагает интеграцию школы с
дополнительным образованием. В школе создаѐтся такая модель образования, в основе
которой заложена интеграция основного и дополнительного образования. При этом
последнее становится равноправным компонентом единого образовательного
пространства, которое ориентировано на создание условий для развития творческих
способностей, одаренности учащихся в различных предметно-тематических областях.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в
интересах обучающихся, государства.
Дополнительное образование в школе осуществляется с опорой на следующие
нормативно- правовые акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. СанПиН 2.4.4.3172-14

Распоряжение правительства Российской Федерации.

Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений

О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей

О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в
общеобразовательном учреждении

Федеральный закон Об общественных объединениях

Рекомендации о порядке предоставления статуса базового (опорного)

Популяризация государственных символов

Об основных гарантиях прав ребенка в РФ

Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года

Минимальный объем соц. услуг

Конвенция ООН "О правах ребенка"

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016–2020 годы»

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Концепция развития дополнительного образования детей
Педагогический коллектив понимает, что между знаниями, которые даются в
школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это
суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье,
2

верных друзей, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом
идут: материально обеспеченная, активная, деятельная жизнь и интересная работа.
Причем интересно, что удовольствия и равенство как жизненные ценности ставятся
учащимися на одно из последних мест в ранжировании. Молодежь неравнодушна к
образованию, но хотела бы, чтобы оно было более
жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое
образование не в состоянии решить эту проблему.
Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим
фактором развития образовательного учреждения потому, что:

позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути
через включение в занятия по интересам;

включает учащихся в разные типы деятельности;

создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными
способностями;

обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными
видами досуга, творчества, самообразования;

решает проблемы социальной адаптации и профессионального
самоопределения школьников.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет
более эффективно решать такие проблемы как:

занятость детей в пространстве свободного времени, а, следовательно,
является частью комплексной программы воспитания в школе «Дорогою открытий и
добра»;

организация целесообразной деятельности ребѐнка по саморазвитию и
самосовершенствованию;

образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах обучающихся, государства.

овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной
активности;

Формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и
младшими;

Формирование ответственности;

Решает проблемы социальной адаптации и профессионального
самоопределения школьников.
Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного пространства,
позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и индивидуализации
учащегося, через включение его в многогранную интеллектуально и психологически
положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и
самоутверждения.
В основу организации интеграции основного и дополнительного образования
положены следующие принципы:

Принцип преемственности в расширении знаний

Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного
образования по каждому предмету. Данная работа осуществляется по двум направлениям:
3

спецкурсы по предметам и работа ШНО.

Принцип успешности

Принцип творческого развития

Принцип гуманизации и индивидуализации

Принцип практической направленности

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

Единство обучения, воспитания, развития.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Принцип разновозрастного единства
Функции дополнительного образования:

Образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;

воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к
культуре;

информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);

коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

рекреационная – организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил;

профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка,
включая предпрофессиальную ориентацию;

интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования,
предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им
сферах творческой деятельности;

социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;

самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.

4

Целевой раздел
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для
всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития личности, для
эмоционального благополучия каждого ребѐнка, их индивидуальных склонностей и
способностей, для создания ситуации успеха и самореализации, мотивации личности к
познанию и творчеству.
Задачи:

Обеспечить занятость учащихся во внеурочное время для профилактики
асоциального поведения через создание разнообразных объединений по интересам,

где нет деления на успевающих и неуспевающих, в которых каждый ученик
сможет обрести статус успешного человека.

Создать условия для укрепления психического и физического здоровья
ребѐнка через создание объединений общекультурной и спортивной направленности.

Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству через содержание
программ дополнительного образования.

Обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих
социально-культурных ценностей через создание разновозрастных объединений,
деятельностный подход.

Формировать условия для создания единого образовательного пространства

Создание новых объединений по интересам через привлечение большего
количества педагогов к организации дополнительного образования.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она,
решая задачи, поставленные перед школой, исходит из возможностей педагогического
коллектива школы и сотрудничества с центрами дополнительного образования
микрорайона.

Возраст детей: 1-11 класс.

5

Содержательный раздел
Направления работы школьных объединений:

художественное;

физкультурно-спортивное;

техническое.
Актуальность данных направлений диктуется проведѐнным анкетированием
учащихся и их родителей, которые хотели бы видеть в школе творческие объединения
художественно-эстетической направленности (69%), физкультурно-спортивной
направленности (65%). В будущем предполагается расширить направленность работы
объединений для удовлетворения запросов родителей.
Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе
является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и
дополнительного образования может обеспечить:

целостность всей образовательной системы школы со всем еѐ
многообразием;

определѐнную стабильность и постоянное развитие;

необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их
эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств;

сохранение определенного консерватизма системы и более активного
использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей,
технологий;

поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей
организации жизни ученического и педагогического коллективов;

сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых
людей, готовых работать с детьми.
В настоящее время 86% учащихся школы занимается в объединениях
дополнительного образования различной направленности.
Художественная направленность
Цель: воспитание высококультурной и духовно-нравственной личности.
Задачи:

Широкое использование нравственного потенциала искусства как средства
формирования и развития эстетических принципов и идеалов учащихся;

Расширение внешних культурных связей;

Совершенствование системы организации досуговой деятельности
учащихся;

Творческая самореализация детей при тесном взаимодействии школы с
социальными партнерами;

Развитие творческих способностей учащихся и активное вовлечение их в
творческие объединения для участия в конкурсах различного уровня;

Пропаганда здорового образа жизни.
Реализуется через: вокальную студию «Колибри», ИЗОстудию «Волшебная
кисточка»
Ожидаемый результат: Выпускник, умеющий строить свою жизнедеятельность
по законам гармонии и красоты, стремящийся творить прекрасное в учебной, трудовой,
6

досуговой деятельности, в поведении и отношениях с окружающими людьми.
Ориентирован на успех:
-Я нравлюсь!
-Я способен!
-Я значу!
Физкультурно-спортивная
Цель: оздоровление окружающей среды, укрепление и сохранение здоровья детей и
формирование здорового образа жизни.
Задачи:

Создание условий для полноценного физического развития ребенка на
уроках и во внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий

Пропаганда здорового образа жизни, здоровьесберегающих культурных
традиций семьи, социума.

Воспитание у учащихся негативного отношения к вредным привычкам

Формирование стойкого убеждения в личной ответственности учащихся
Реализуется через:

Секцию «Баскетбол», «каратэ»

Спортивно-массовые мероприятия

Спортивно-массовая игра «Зарница»

Школьные, районные , городские и региональные соревнования и
спартакиады.
Ожидаемый результат:

Положительная динамика физического и психического здоровья
школьников;

Укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа
жизни;

Занятие физкультурой и спортом – привычка каждого;

Достижение успехов в спорте;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Сформированность мотивации к физическому совершенствованию

7

Организационный раздел
Сроки реализации 2016-2025 г.
1
этап: 2017-2018 учебный год – анализ запросов государства, учащихся и их
родителей, поиск возможностей удовлетворения данных запросов, корректировка
программы.
2
этап – 2018-2024г - работа по реализации программы.
3
этап – 2024-2025г – подведение итогов, обобщение результатов, переход на
более высокий уровень программы дополнительного образования.
Формы учебных занятий блока ДО
- тренировки, соревнования;
- выпуск печатной газеты;
- интеллектуальные викторины;
- концертная деятельность;
- игры;
- беседы;
- экскурсии;
- творческие отчѐты;
- театрализованные представления;
- праздничные вечера;
- фестивали;
- создание презентаций, видеороликови пр.
Режим занятий: занятия проводятся по окончании уроков, ведутся в группах строго по
расписанию. Расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно- гигиенических норм и
возрастных особенностей детей, утверждается директором школы.
Ожидаемые результаты:
расширение возможностей для творческого развития личности ребенка,
реализации его интересов;
повышение роли дополнительного образования детей в деятельности
общеобразовательного учреждения;
интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях
реформирования структуры и содержания общего образования;
укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
снижение роста негативных явлений в детской среде;
духовно-нравственное оздоровление.
Формы контроля:
- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематики
планирования;
посещение и анализ занятий;
посещение открытых мероприятий, творческих отчетов;
8

организация выставок и презентаций;
ежегодное проведение мониторинга занятости учащихся школы и учащихся
«группы риска» в объединениях дополнительного образования;
ежегодный мониторинг успешности работы объединений дополнительного
образования;
мониторинг степени удовлетворѐнности родителей работой объединений
дополнительного образования.
В.А.Сухомлинский, размышляя над развитием ребенка, говорил:
«Каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний, в то же
время раскрывает вторую программу – программу знаний необязательных… От
единства обязательной и необязательной программы зависит интеллектуальное
воспитание подростков», поэтому одно из направлений дополнительного образования –
ведение спецкурсов, второе – открытие кружков.

-

9

2024-2025 учебный год
Кадры, работающие в системе ДО:
฀ Педагоги школы
฀ Педагоги дополнительного образования школы

Категории
педагогов,
работающих в
системе ДО:

высшая
первая категория соответствие
категория

Педагоги школы
Педагоги
дополнительного
образования
школы

1

Без категории

-

-

-

5

-

-

В систему дополнительного образования детей привлечены педагоги, со
специальной подготовкой, которые обеспечивают разносторонность, привлекательность,
уникальность
и результативность практико- ориентированного образования.
Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как «зона ближайшего
развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в
соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. В школе
осуществляется тесное сотрудничество ДО и внеурочной деятельности в части создания
условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную,
спортивную и другую деятельность.
Оценка организации дополнительного образования по группам показателей:
1.первая группа характеризует результаты дополнительного образования, 2.вторая основные условия для их реализации,
3.
третья – наличие условий для развития дополнительного образования.
Оценка результатов по показателям:

охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в
своей школе,

охват учащихся занимающихся в спортивных секциях в своей школе;

количество и результаты учащихся, участвующих в конкурсах, смотрах,
соревнованиях;

количество и результативность участия в предметных олимпиадах.

уменьшение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН ОВД и
внутришкольном учете;

уменьшение количества неуспевающих учащихся, пропускающих учебные
занятия;
10



рост количества учащихся, посещающих кружки, среди детей группы «

риска»
рост количества учащихся, принимающих участие в КТД

рост количества учащихся, участвующих в работе органов ученического
самоуправления
Оценка основных условий для дополнительного образования может
проводиться по показателям:

количество программ дополнительного образования детей в школе и по
возрастным группам учащихся,

финансовая доступность для учащихся,

наличие квалифицированных преподавателей
Оценка условий для развития дополнительного образования осуществляется по
наличию программ дополнительного образования, как часть общей программы развития
образовательного учреждения. Должно быть обеспечено разнообразие программ
дополнительного образования и охвачены все возрастные группы учащихся.
Ожидаемые результаты

рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;

создание в школе единой системы дополнительного образования, которая
способствует свободному развитию личности каждого ученика;

расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей,
учащихся в объединениях по интересам;

увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности;

целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся
школы;

создание условий для привлечения родителей к организации и проведению
кружков, факультативов, секций;

внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и
воспитания.
Система представления результатов воспитанников

участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного,
муниципального, регионального и федерального уровня;

итоговые выставки творческих работ;

презентации итогов работы объединений;

создание агитационных газет, листовок;

выпуск сборников творческих работ учащихся.

отчетные концерты;

участие во внешкольных мероприятиях;

мини – спектакли;

экскурсии;

научно-практические конференции.


11

Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ № 140

№

Объединение
ДО

Наименование
программы

Срок
реализации

Возраст
обучающихся

Кол-во
Итого в
часов в
год
неделю

1. Художественная направленность
1.1

1.2

2.1
2.2

Вокальная
студия
«Колибри»
ИЗОстудия
«Волшебная
кисточка»
баскетбол
КАРАТЭ

Программа по
эстрадному
вокалу.
Изобразительное
искусство

3г

7-17

27

945

3г

7-15

27

945

11-17
7-17

27
18

945
630

2. физкультурно-спортивная
баскетбол
1г
КАРАТЭ
4г

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.