Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
МАОУ СОШ № 140 с УИОП
Протокол № 01-08-24/25
от « 30» августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №140 с
углубленным изучением отдельных
предметов
________________А.В. Журавлева
Приказ №404 от «31» мая 2024 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительного образования
2024-2025 учебный год
Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
В Концепции модернизации Российского образования детей подчеркивается
важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного
образования. Кроме того, профильное обучение также предполагает интеграцию школы с
дополнительным образованием. В школе создаѐтся такая модель образования, в основе
которой заложена интеграция основного и дополнительного образования. При этом
последнее становится равноправным компонентом единого образовательного
пространства, которое ориентировано на создание условий для развития творческих
способностей, одаренности учащихся в различных предметно-тематических областях.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в
интересах обучающихся, государства.
Дополнительное образование в школе осуществляется с опорой на следующие
нормативно- правовые акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. СанПиН 2.4.4.3172-14
Распоряжение правительства Российской Федерации.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений
О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей
О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в
общеобразовательном учреждении
Федеральный закон Об общественных объединениях
Рекомендации о порядке предоставления статуса базового (опорного)
Популяризация государственных символов
Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года
Минимальный объем соц. услуг
Конвенция ООН "О правах ребенка"
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016–2020 годы»
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Концепция развития дополнительного образования детей
Педагогический коллектив понимает, что между знаниями, которые даются в
школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это
суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье,
2
верных друзей, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом
идут: материально обеспеченная, активная, деятельная жизнь и интересная работа.
Причем интересно, что удовольствия и равенство как жизненные ценности ставятся
учащимися на одно из последних мест в ранжировании. Молодежь неравнодушна к
образованию, но хотела бы, чтобы оно было более
жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое
образование не в состоянии решить эту проблему.
Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим
фактором развития образовательного учреждения потому, что:
позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути
через включение в занятия по интересам;
включает учащихся в разные типы деятельности;
создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными
способностями;
обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными
видами досуга, творчества, самообразования;
решает проблемы социальной адаптации и профессионального
самоопределения школьников.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет
более эффективно решать такие проблемы как:
занятость детей в пространстве свободного времени, а, следовательно,
является частью комплексной программы воспитания в школе «Дорогою открытий и
добра»;
организация целесообразной деятельности ребѐнка по саморазвитию и
самосовершенствованию;
образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах обучающихся, государства.
овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной
активности;
Формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и
младшими;
Формирование ответственности;
Решает проблемы социальной адаптации и профессионального
самоопределения школьников.
Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного пространства,
позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и индивидуализации
учащегося, через включение его в многогранную интеллектуально и психологически
положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и
самоутверждения.
В основу организации интеграции основного и дополнительного образования
положены следующие принципы:
Принцип преемственности в расширении знаний
Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного
образования по каждому предмету. Данная работа осуществляется по двум направлениям:
3
спецкурсы по предметам и работа ШНО.
Принцип успешности
Принцип творческого развития
Принцип гуманизации и индивидуализации
Принцип практической направленности
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Единство обучения, воспитания, развития.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Принцип разновозрастного единства
Функции дополнительного образования:
Образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к
культуре;
информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
рекреационная – организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка,
включая предпрофессиальную ориентацию;
интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования,
предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им
сферах творческой деятельности;
социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
4
Целевой раздел
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для
всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития личности, для
эмоционального благополучия каждого ребѐнка, их индивидуальных склонностей и
способностей, для создания ситуации успеха и самореализации, мотивации личности к
познанию и творчеству.
Задачи:
Обеспечить занятость учащихся во внеурочное время для профилактики
асоциального поведения через создание разнообразных объединений по интересам,
где нет деления на успевающих и неуспевающих, в которых каждый ученик
сможет обрести статус успешного человека.
Создать условия для укрепления психического и физического здоровья
ребѐнка через создание объединений общекультурной и спортивной направленности.
Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству через содержание
программ дополнительного образования.
Обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих
социально-культурных ценностей через создание разновозрастных объединений,
деятельностный подход.
Формировать условия для создания единого образовательного пространства
Создание новых объединений по интересам через привлечение большего
количества педагогов к организации дополнительного образования.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она,
решая задачи, поставленные перед школой, исходит из возможностей педагогического
коллектива школы и сотрудничества с центрами дополнительного образования
микрорайона.
Возраст детей: 1-11 класс.
5
Содержательный раздел
Направления работы школьных объединений:
художественное;
физкультурно-спортивное;
техническое.
Актуальность данных направлений диктуется проведѐнным анкетированием
учащихся и их родителей, которые хотели бы видеть в школе творческие объединения
художественно-эстетической направленности (69%), физкультурно-спортивной
направленности (65%). В будущем предполагается расширить направленность работы
объединений для удовлетворения запросов родителей.
Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе
является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и
дополнительного образования может обеспечить:
целостность всей образовательной системы школы со всем еѐ
многообразием;
определѐнную стабильность и постоянное развитие;
необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их
эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств;
сохранение определенного консерватизма системы и более активного
использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей,
технологий;
поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей
организации жизни ученического и педагогического коллективов;
сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых
людей, готовых работать с детьми.
В настоящее время 86% учащихся школы занимается в объединениях
дополнительного образования различной направленности.
Художественная направленность
Цель: воспитание высококультурной и духовно-нравственной личности.
Задачи:
Широкое использование нравственного потенциала искусства как средства
формирования и развития эстетических принципов и идеалов учащихся;
Расширение внешних культурных связей;
Совершенствование системы организации досуговой деятельности
учащихся;
Творческая самореализация детей при тесном взаимодействии школы с
социальными партнерами;
Развитие творческих способностей учащихся и активное вовлечение их в
творческие объединения для участия в конкурсах различного уровня;
Пропаганда здорового образа жизни.
Реализуется через: вокальную студию «Колибри», ИЗОстудию «Волшебная
кисточка»
Ожидаемый результат: Выпускник, умеющий строить свою жизнедеятельность
по законам гармонии и красоты, стремящийся творить прекрасное в учебной, трудовой,
6
досуговой деятельности, в поведении и отношениях с окружающими людьми.
Ориентирован на успех:
-Я нравлюсь!
-Я способен!
-Я значу!
Физкультурно-спортивная
Цель: оздоровление окружающей среды, укрепление и сохранение здоровья детей и
формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Создание условий для полноценного физического развития ребенка на
уроках и во внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий
Пропаганда здорового образа жизни, здоровьесберегающих культурных
традиций семьи, социума.
Воспитание у учащихся негативного отношения к вредным привычкам
Формирование стойкого убеждения в личной ответственности учащихся
Реализуется через:
Секцию «Баскетбол», «каратэ»
Спортивно-массовые мероприятия
Спортивно-массовая игра «Зарница»
Школьные, районные , городские и региональные соревнования и
спартакиады.
Ожидаемый результат:
Положительная динамика физического и психического здоровья
школьников;
Укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа
жизни;
Занятие физкультурой и спортом – привычка каждого;
Достижение успехов в спорте;
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
Сформированность мотивации к физическому совершенствованию
7
Организационный раздел
Сроки реализации 2016-2025 г.
1
этап: 2017-2018 учебный год – анализ запросов государства, учащихся и их
родителей, поиск возможностей удовлетворения данных запросов, корректировка
программы.
2
этап – 2018-2024г - работа по реализации программы.
3
этап – 2024-2025г – подведение итогов, обобщение результатов, переход на
более высокий уровень программы дополнительного образования.
Формы учебных занятий блока ДО
- тренировки, соревнования;
- выпуск печатной газеты;
- интеллектуальные викторины;
- концертная деятельность;
- игры;
- беседы;
- экскурсии;
- творческие отчѐты;
- театрализованные представления;
- праздничные вечера;
- фестивали;
- создание презентаций, видеороликови пр.
Режим занятий: занятия проводятся по окончании уроков, ведутся в группах строго по
расписанию. Расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно- гигиенических норм и
возрастных особенностей детей, утверждается директором школы.
Ожидаемые результаты:
расширение возможностей для творческого развития личности ребенка,
реализации его интересов;
повышение роли дополнительного образования детей в деятельности
общеобразовательного учреждения;
интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях
реформирования структуры и содержания общего образования;
укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
снижение роста негативных явлений в детской среде;
духовно-нравственное оздоровление.
Формы контроля:
- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематики
планирования;
посещение и анализ занятий;
посещение открытых мероприятий, творческих отчетов;
8
организация выставок и презентаций;
ежегодное проведение мониторинга занятости учащихся школы и учащихся
«группы риска» в объединениях дополнительного образования;
ежегодный мониторинг успешности работы объединений дополнительного
образования;
мониторинг степени удовлетворѐнности родителей работой объединений
дополнительного образования.
В.А.Сухомлинский, размышляя над развитием ребенка, говорил:
«Каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний, в то же
время раскрывает вторую программу – программу знаний необязательных… От
единства обязательной и необязательной программы зависит интеллектуальное
воспитание подростков», поэтому одно из направлений дополнительного образования –
ведение спецкурсов, второе – открытие кружков.
-
9
2024-2025 учебный год
Кадры, работающие в системе ДО:
Педагоги школы
Педагоги дополнительного образования школы
Категории
педагогов,
работающих в
системе ДО:
высшая
первая категория соответствие
категория
Педагоги школы
Педагоги
дополнительного
образования
школы
1
Без категории
-
-
-
5
-
-
В систему дополнительного образования детей привлечены педагоги, со
специальной подготовкой, которые обеспечивают разносторонность, привлекательность,
уникальность
и результативность практико- ориентированного образования.
Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как «зона ближайшего
развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в
соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. В школе
осуществляется тесное сотрудничество ДО и внеурочной деятельности в части создания
условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную,
спортивную и другую деятельность.
Оценка организации дополнительного образования по группам показателей:
1.первая группа характеризует результаты дополнительного образования, 2.вторая основные условия для их реализации,
3.
третья – наличие условий для развития дополнительного образования.
Оценка результатов по показателям:
охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в
своей школе,
охват учащихся занимающихся в спортивных секциях в своей школе;
количество и результаты учащихся, участвующих в конкурсах, смотрах,
соревнованиях;
количество и результативность участия в предметных олимпиадах.
уменьшение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН ОВД и
внутришкольном учете;
уменьшение количества неуспевающих учащихся, пропускающих учебные
занятия;
10
рост количества учащихся, посещающих кружки, среди детей группы «
риска»
рост количества учащихся, принимающих участие в КТД
рост количества учащихся, участвующих в работе органов ученического
самоуправления
Оценка основных условий для дополнительного образования может
проводиться по показателям:
количество программ дополнительного образования детей в школе и по
возрастным группам учащихся,
финансовая доступность для учащихся,
наличие квалифицированных преподавателей
Оценка условий для развития дополнительного образования осуществляется по
наличию программ дополнительного образования, как часть общей программы развития
образовательного учреждения. Должно быть обеспечено разнообразие программ
дополнительного образования и охвачены все возрастные группы учащихся.
Ожидаемые результаты
рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;
создание в школе единой системы дополнительного образования, которая
способствует свободному развитию личности каждого ученика;
расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей,
учащихся в объединениях по интересам;
увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности;
целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся
школы;
создание условий для привлечения родителей к организации и проведению
кружков, факультативов, секций;
внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и
воспитания.
Система представления результатов воспитанников
участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного,
муниципального, регионального и федерального уровня;
итоговые выставки творческих работ;
презентации итогов работы объединений;
создание агитационных газет, листовок;
выпуск сборников творческих работ учащихся.
отчетные концерты;
участие во внешкольных мероприятиях;
мини – спектакли;
экскурсии;
научно-практические конференции.
11
Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ № 140
№
Объединение
ДО
Наименование
программы
Срок
реализации
Возраст
обучающихся
Кол-во
Итого в
часов в
год
неделю
1. Художественная направленность
1.1
1.2
2.1
2.2
Вокальная
студия
«Колибри»
ИЗОстудия
«Волшебная
кисточка»
баскетбол
КАРАТЭ
Программа по
эстрадному
вокалу.
Изобразительное
искусство
3г
7-17
27
945
3г
7-15
27
945
11-17
7-17
27
18
945
630
2. физкультурно-спортивная
баскетбол
1г
КАРАТЭ
4г
12