Учебный план ООО на 2024-2025 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных
предметов
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов
. ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Приказ № 1./30 от 26.08.2024

МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением
отдельных предметов

Директор МАОУ СОШ №140
_______________ А.В.Журавлева

Протокол № 1 от «26» августа 2024 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
на 2024 – 2025 учебный год

город Екатеринбург, Свердловская область 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план основного общего образования Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №140 с
углубленным изучением отдельных предметов (далее - учебный план) для 5-9
классов, реализующих основную образовательную программу основного общего
образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №140 с углубленным изучением отдельных предметов, разработанной в
соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной
образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает
выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных
предметов начинается – 02.09.2024 и заканчивается – 26.05.2025.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные
недели.
Учебные занятия для учащихся 5-8 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе. Учебные занятия для учащихся 9 классов проводятся по 6-ти
дневной учебной неделе
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8
классах – 33 часа. в 9 классе – 36 часов.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей

обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся
В Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных
предметов языком обучения является русский язык.
При изучении предметов Иностранный язык(английский), информатика,
труд(технология) осуществляется деление учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется
в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных
предметов.
Освоение основной образовательной программ основного общего образования
завершается итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного
общего образования составляет 5 лет.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования на 2024 – 2025 учебный год
Предметная
область

Учебный
предмет/курс

Русский язык
и литература
Иностранные
языки

Математика и
информатика

Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура
Основы
безопасности
и защиты
Родины
Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России
Итого

5а

5б

5в

5г

5д

Русский язык
Литература
Иностранный
(английский) язык
Второй иностранный
(немецкий/китайский)
язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура

5
3
3

5
3
3

5
3
3

5
3
3

5
3
3

Количество часов в неделю
6а
6б
6в
6г
6д
7а,д
7в
7б,г
Обязательная часть
6
6
6
6
6
4
4
4
3
3
3
3
3
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
2

8а,в

8б,г

9а

9б

9в

9г

3
2
3

3
2
3

3
3
3

3
3
3

3
3
3

3
3
3

2

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

0
3
2
1

0
3
2
1

0
4
3
1

0
3
2
1

0
4
3
1

0
3
2
1

0
4
3
1

0
3
2
1

0
4
3
1

0
2
0
1
0
0
1
1

0
2
0
1
0
0
1
1

0
2
0
1
0
0
1
1

0
2
0
1
0
0
1
1

0
2
0
1
0
0
1
1

0
2
1
1
0
0
1
1

0
2
1
1
0
0
1
1

0
2
1
1
0
0
1
1

0
2
1
1
0
0
1
1

0
2
1
1
0
0
1
1

1
2
1
2
2
0
1
1

1
2
1
2
2
0
1
1

1
2
1
2
2
0
1
1

1
2
1
2
2
2
2
0

1
2
1
2
2
2
2
0

1
2.5
1
2
3
2
2
0

1
2.5
1
2
3
2
2
0

1
2.5
1
2
3
2
2
0

1
2.5
1
2
3
2
2
0

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
1
2

1
1
2

0
1
2

0
1
2

0
1
2

0
1
2

Основы безопасности
и защиты Родины

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

27

27

27

27

27

29

29

29

29

29

32

30

32

33

33

32.5

34.5

32.5

34.5

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Наглядная геометрия
Мировая художественная культура
Основы финансовой грамотности
Естественно-научная грамотность
Проектная мастерская
Избранные вопросы русского языка
Избранные вопросы математики
Черчение и графика
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год

0
1
1
0
0
0
0
0
2
29
34
986

1
0
1
0
0
0
0
0
2
29
34
986

0
1
1
0
0
0
0
0
2
29
34
986

1
0
1
0
0
0
0
0
2
29
34
986

0
1
1
0
0
0
0
0
2
29
34
986

0
0
1
0
0
0
0
0
1
30
34
1020

1
0
0
0
0
0
0
0
1
30
34
1020

0
1
0
0
0
0
0
0
1
30
34
1020

1
0
0
0
0
0
0
0
1
30
34
1020

0
0
1
0
0
0
0
0
1
30
34
1020

0
0
0
0
0
0
0
0
0
32
34
1088

0
1
0
1
0
0
0
0
2
32
34
1088

0
0
0
0
0
0
0
0
0
32
34
1088

0
0
0
0
0
0
0
0
0
33
34
1122

0
0
0
0
0
0
0
0
0
33
34
1122

0
0
0
0
0.5
1
1
1
3.5
36
34
1224

0
0
0
0
0.5
1
0
0
1.5
36
34
1224

0
0
0
0
0.5
1
1
1
3.5
36
34
1224

0
0
0
0
0.5
1
0
0
1.5
36
34
1224

План внеурочной деятельности (недельный) основного общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных
предметов является обязательной частью организационного раздела основной образовательной
программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью
содержательного раздела основной образовательной программы.
Цели задачи, формы, содержание внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных
от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных
предметов.
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных
предметов представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной
организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя:
 внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные
курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
 внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской,
математической,
естественно-научной,
финансовой)
обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
 внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтѐрство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных
образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном
окружении;
 внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих
объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
 внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению
успешной реализации образовательной программы и т. д.);
 внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов).

Содержание плана внеурочной деятельности.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения
на этапе основной школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2
количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в
рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Формы реализации внеурочной деятельности.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность, экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы,
деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование
учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В целях
реализации плана внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением
отдельных предметов предусмотрено использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие
необходимыми ресурсами.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО МАОУ СОШ №140 с
углубленным изучением отдельных предметов обеспечивает проведение до 10 часов
еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1750 часов на уровне основного общего
образования). Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, с целью создания условий для их самореализации и осуществления педагогической
поддержки в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального
общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов формируется часть,
рекомендуемая для всех обучающихся: 1 час в неделю — на информационно-просветительские
занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок); 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной

грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю — на занятия,
направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся
(в том числе основы предпринимательства). В вариативную часть плана внеурочной деятельности
включаются: 3 часа в неделю — на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности); 2 часа в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии; 2 часа в неделю – на занятия,
направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся.
Направления внеурочной деятельности.
1. Инвариантная часть.
Информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической
направленности «Разговоры о важном»
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине — России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретѐнные знания,
умения и навыки для решения задач в различных сферах
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы:
интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы.
Занятия, направленные
потребностей обучающихся

на

удовлетворение

профориентационных

интересов

и

Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности. Основные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение
кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы,
моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и
профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами
получения
профессионального
образования;
создание
условий
для
развития
надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации
и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений,

склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать
свои силы и возможности.
2. Вариативная часть
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся.
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям как
залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной
деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или
особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные
занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или
трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации.
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре;
физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или
кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и
т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности.
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных
ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического
самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий
воспитательной направленности.
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений
– заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и

подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и
принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в
образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за
формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации,
понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности
Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; выборного Совета
старшеклассников, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из
наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п.

Учебные курсы
5а
Разговоры о
важном
Функциональная
грамотность:
учимся для жизни
Основы
финансовой
грамотности.
Финансовая
культура
Основы
математической
грамотности
Россия-мои
горизонты
Билет в Будущее
Русский язык.
Практикум*
Математика.
Практикум*
Химия. Введение
в предмет
Практический
английский
За страницами
учебника
информатики
За страницами
учебника химии
География
Свердловской
области
За страницами
учебника
биологии

5б

5в

5г

5д

6а

6б

Количество часов в неделю
6в 6г 6д 7а, 7в 7б,
д
г

8а,
в

8б,
г

9а

9б

9в

9г

За страницами
учебника физики
Китайский язык
Семьеведение
Подвижные игры
Музыкальный
театр
Экологическая
лаборатория
Черчение
Академия
творчества
Я – гражданин
России
Мир визуальнопространственных
искусств
Шахматы в школе
Современная
хореография
Коммуникация и
правила
социального
поведения
Ученическое
самоуправление
Экскурсии,
соревнования,
посещение
театров и музеев
ИТОГО
недельная
нагрузка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

6

6

9

9

9

9

* Количество часов в неделю определяется по выбору учащихся и родителей (законных
представителей), но не более 10 часов.

Ожидаемые результаты
Реализация программ внеурочной деятельности обеспечивает:
 развитие индивидуальности каждого ребѐнка в процессе самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
 приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
 формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом;

 воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
 формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности
школьников;
 увеличение числа учащихся, охваченных организованным досугом;
 воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
 формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного
отношения к профессиональному самоопределению.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.