Приложение к ОП ООО Приказ № 1./6 от 29.08.2025
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического совета
Директор МАОУ СОШ №140
А.В.Журавлева
Протокол № 01-08-25/26 от
«29» августа 2025г
Приказ № 1./6 от 29.08.2025
Учебный план
основного общего образования
город Екатеринбург
2025 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
план
основного
общего
образования
Муниципальное
автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №140 с углубленным
изучением отдельных предметов (далее - учебный план) фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, определяет (регламентирует) перечень
учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет
учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №140 с углубленным
изучением отдельных предметов, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программы основного общего образования, и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов
и требований.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для
образовательной программы основного общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано
на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
В интересах обучающихся с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория
развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы
образования).
На
уровне
основного
общего
образования
в
Муниципальное
автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №140 с углубленным
изучением отдельных предметов установлена 5-ти дневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5338 академических часов и более
5848 академических часов.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет [в 5, 6 и 7
классах составляет 29, 30 и 32 часа соответственно, в 8 и 9 классах - 33 часа при 5-ти дневной
учебной неделе).
В
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных предметов языком
обучения является русский язык.
Изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ, государственных
языков республик РФ и второго иностранного языка осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей в
2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №140 с углубленным изучением отдельных предметов.
При изучении предметов труд(технология), иностранный язык(английский), информатика
осуществляется деление учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (оценивание за четверть или всего объема учебной дисциплины
за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с календарным
учебным графиком.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, оцениваются
«зачтено» или «не зачтено». В случае если на изучение предмета отводится по учебному плану не
менее 64 часов за два учебных года, то выставляется итоговая оценка.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных предметов».
Освоение образовательной программы основного общего образования завершается
обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА).
ГИА включает в себя четыре экзамена по следующим предметам: экзамены по русскому языку
и математике (далее – обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося
по двум учебным предметам из числа учебных предметов, названных в Порядке проведения ГИА
по образовательным программам основного общего образования: физика, химия, биология,
литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский,
немецкий и испанский языки), информатика.
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА – детейинвалидов и инвалидов по их желанию ГИА проводится только по обязательным учебным
предметам.
Обучающимся, изучавшим родной язык из числа языков народов Российской Федерации и
литературу народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации при получении основного общего образования, предоставляется право выбрать экзамен
по родному языку и/или родной литературе.
Нормативный срок освоения ОП ООО составляет 5 лет.
.
3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №140 с углубленным
изучением отдельных предметов
Учебный план
Предметная
область
Количество часов в неделю
Учебный предмет
5а
5б
5в
5г
6а
6б
6в
6г
6д
7а
7б
7в
7г
7д
8а
8б
8в
8г
8д
9а
9б
9
в
9
г
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Музыка
Труд (технология)
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
1
0
1
Физическая культура
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Русский язык
Литература
5
3
5
3
5
3
5
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
4
2
4
2
4
2
4
2
4
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
Основы безопасности и
защиты Родины
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
5
0
0
5
0
0
5
0
0
5
0
0
5
0
0
5
0
0
5
0
0
5
0
0
5
0
0
0
3
2
0
4
3
0
3
2
0
4
3
0
3
2
0
3
2
0
4
3
0
3
2
0
4
3
0
3
2
0
3
2
0
3
2
0
3
2
0
3
2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Обязательная часть
Искусство
Технология
Физическая
культура
Русский язык и
литература
Основы
безопасности и
защиты Родины
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Иностранный
язык(английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
География
4
Общественнонаучные
предметы
История
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
Обществознание
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
2
0
1
0
2
0
1
0
2
0
1
0
2
0
1
0
2
0
1
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
7
2
7
2
7
2
7
2
8
2
8
2
8
2
8
2
8
3
0
3
2
3
0
3
2
3
0
3
1
3
3
3
1
3
3
3
1
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
5 5 5 5 6
Наименование учебного курса
а б в г а
Наглядная геометрия
1 1 1 1 0
Математика: от простого к сложному
0 0 0 0 0
Химия. Введение в предмет
0 0 0 0 0
6
б
1
0
0
6
в
0
0
0
6
г
1
0
0
6
д
0
0
0
7а
0
0
1
7
б
0
0
0
7
в
0
0
1
7
г
0
0
0
7
д
0
0
1
8
а
0
1
0
8
б
0
0
0
8
в
0
1
0
8
г
0
0
0
8
д
0
1
0
Проектная мастерская
Естественнонаучные
предметы
Физика
Химия
Биология
Итого
2.
5
1
3
2
2
3
2.
5
2.
5
1
3
2
2
3
2.
5
2.
5
1
3
2
2
3
2.
5
2.
5
1
3
2
2
3
2.
5
9
а
0
0
0
0.
5
9
б
0
0
0
0.
5
9
в
0
0
0
0.
5
9
г
0
0
0
0.
5
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
1
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Итого
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0
2
0
2
2
0
2
0
2
Итого недельная нагрузка
2
9
3
4
2
9
3
4
2
9
3
4
2
9
3
4
9
8
6
9
8
6
9
8
6
9
8
6
3
0
3
4
1
0
2
0
3
0
3
4
1
0
2
0
3
0
3
4
1
0
2
0
3
0
3
4
1
0
2
0
3
0
3
4
1
0
2
0
3
2
3
4
1
0
8
8
3
2
3
4
1
0
8
8
3
2
3
4
1
0
8
8
3
2
3
4
1
0
8
8
3
2
3
4
1
0
8
8
3
3
3
4
1
1
2
2
3
3
3
4
1
1
2
2
3
3
3
4
1
1
2
2
3
3
3
4
1
1
2
2
3
3
3
4
1
1
2
2
0
0.
5
3
3
3
4
1
1
2
2
0
0.
5
3
3
3
4
1
1
2
2
0
0.
5
3
3
3
4
1
1
2
2
0
0.
5
3
3
3
4
1
1
2
2
Основы финансовой грамотности.
Финансовая культура
Занимательная математика
Количество учебных недель
Всего часов в год
5
План внеурочной деятельности (недельный)
Учебные курсы
Количество часов в неделю
5а 5б 5в 5г 6а 6б 6в 6г 6д 7а
7б
7в 7г
7д
8а 8б
8в
8г
4
4
8д 9а 9б 9в
9г
За страницами учебника
биологии
Музыкальный театр
Русский язык и культура
речи
Семьеведение
За страницами учебника
литературы
Функциональная
грамотность: учимся для
жизни
За страницами учебника
химии
Разговоры о важном
Клуб интеллектуалов.
«Олимпиадное движение»
Практикум по русскому
языку
Математика для всех
Творческая мастерская
Моя семья
Россия - мои горизонты
Музейное дело
Математика. Практикум*
ИТОГО недельная
нагрузка
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
7
7
7
7
6
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и
осуществляется в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность направлена на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
(личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных
предметов определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и
возможностей общеобразовательной организации.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных предметов в сфере
внеурочной деятельности и может включать в себя:
1) внеурочную деятельность, организованную с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской,
математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы,
метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных,
через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно
полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций,
формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование
возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных
организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих
объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по
интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций
и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной
реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся,
7
безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости,
профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с
окружающей средой, социальной защиты обучающихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие
доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве
дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть основой для
разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на
уровне основного общего образования не более 1750 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся
допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время
может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристскокраеведческих мероприятиях, в том числе проводимых в природной среде, поездках и другие).
Один час в неделю отводиться на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
Один час в неделю для обучающихся 6 – 9 классов отводится на внеурочное занятие «Россия
- мои горизонты».
Внеурочные занятия «Россия - мои горизонты» направлены на формирование готовности
обучающихся к профессиональному самоопределению и других компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысления
профориентационно значимого опыта.
Основной формат внеурочных занятий «Россия - мои горизонты» – профориентационное
занятие. Основные темы занятий связаны с востребованными профессиями реального сектора
экономики, а также с выдающимися достижениями России в отраслях промышленности, цифровых
технологиях, инженерном деле, государственном управлении и общественной безопасности,
медицине и здравоохранении, агросфере, социальном развитии, туризме, креативных индустриях и
других отраслях экономики.
При реализации плана внеурочной деятельности предусматривается вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Выделение часов на
внеурочную деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления противоречий
и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.
Возможные модели реализации плана внеурочной деятельности:
8
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности;
модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной организации;
модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы; обеспечение гибкого режима
занятий (продолжительность, последовательность), проектную и исследовательскую деятельность
(в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы,
деловые игры и другое.
В рамках внеурочной деятельности допускается формирование учебных групп из
обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №140 с углубленным
изучением отдельных предметов может использовать ресурсы других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей
направленности,
осуществляющих
лицензированную
образовательную
деятельность,
профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего
образования, научные организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
9
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Классы/количество часов
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
Направление внеурочной
деятельности
Наименование курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное
За страницами учебника биологии
общекультурное
Музыкальный театр
общеинтеллектуальное
Русский язык и культура речи
социальное
Семьеведение
общеинтеллектуальное
За страницами учебника литературы
общеинтеллектуальное
Функциональная грамотность: учимся для жизни
общеинтеллектуальное
За страницами учебника химии
духовно-нравственное
Разговоры о важном
34
34
34
общеинтеллектуальное
Клуб интеллектуалов. Олимпиадное движение
34
34
34
общеинтеллектуальное
Практикум по русскому языку
общеинтеллектуальное
Математика для всех
34
34
34
общекультурное
Творческая мастерская
34
34
34
социальное
Россия - мои горизонты
34
34
социальное
Час общения
34
общекультурное
Музейное дело
общеинтеллектуальное
Математика. Практикум*
9 кл.
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
10
11