ОП ПО Оператор ЭВиВМ 16199 МАОУ СОШ 140

МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов

.

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №05 от16.04.2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ №386/3 от 16.04.2025
Директор МАОУ СОШ №140
_______________ А.В.Журавлева

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
по профессии
«Оператор электронно-вычислительных и вычислительных
машин»
(ОКПДТР — 16199)

Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 15 – 18 лет
Срок реализации: 2 года

Екатеринбург, 2025

Раздел 1. Общие положения
В условиях информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда
возникает необходимость обеспечения развития информационных компетенций выпускника,
готового к продолжению образования и работе в современных изменяющихся условиях.
Программа профессионального обучения (далее «Программа») «Оператор электронновычислительных и вычислительных машин» (далее – Программа) определяет цели, задачи,
планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при
получении профессиональной подготовки по профессии «Оператор элктронно –
вычислительных и вычислительных машин» (ОКПДТР – 16199).
Цель реализации основной программы профессионального обучения: формирование у
обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для выполнения вида
профессиональной деятельности, приобретение квалификации.

Требования к поступающему для обучения
К освоению основной программы профессионального обучения по программе
профессиональной подготовки по профессии рабочего «Оператор электронно вычислительных и вычислительных машин» допускаются лица с основным общим
образованием.
Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с
учебным планом данной основной программы профессионального обучения.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) ввод и обработка цифровой
информации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.5.
ПК 4.1.
ОК 1
ОК 2

ОК 3
ОК 4

ОК 5

Наименование результата обучения
Выполнять требования нормативно-технической документации
Участвовать в разработке проектной документации компьютерных
систем и комплексов с использованием современных пакетов прикладных
программ в сфере профессиональной деятельности.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество..
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития..
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
2

ОК 6
ОК 7
ОК 8

ОК 9

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.

3

Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам
освоения программы профессионального обучения
2.1.

Область и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников:
Работа в операционной системе; работа c интегрированным пакетом
прикладных программ, устранение мелких неполадок компьютерного оборудования;
обновление антивирусных баз; установка программ; администрирование локальной сети;
защита информации в компьютерных сетях.
Объектами профессиональной деятельности являются:

комплекты компьютерной техники, принтер, сканер, проектор, плоттер;

программное обеспечение;

комплект учебной документации, методические пособия;

автоматизированное рабочее место преподавателя, автоматизированные
рабочие места обучающихся;

интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;

посадочные места по количеству обучающихся;

локальная компьютерная сеть с выходом в Интернет.
2.2. Виды деятельности

выполнение работ по обслуживанию компьютеров и локальных
компьютерных сетей;

выполнение работ по обработке и передаче информации;

защита информации в компьютерных сетях.

Требования к результатам освоения программы профессиональной подготовки.
2.2.1 Общие компетенции
Выпускник, освоивший программу профессиональной подготовки по профессии
рабочего «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», должен
обладать общими компетенциями, включающимися в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
2.2.2. Профессиональные компетенции
4

Выпускник, освоивший программу профессиональной подготовки по профессии «Оператор
электронно-вычислительных и вычислительных машин» должен обладать
профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности:
ПК 1. Осуществлять подготовку оборудования компьютерной системы к
работе, производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения
ПК 2. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми
документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных, работать в графических
редакторах
ПК 3. Использовать ресурсы локальных вычислительных сетей, ресурсы технологий и
сервисов Интернета
ПК 4. Обеспечивать применение средств защиты информации в компьютерной системе
2.2.3. В результате освоения программы профессиональной подготовки обучающийся
должен:
Иметь практический опыт
выполнения требований техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
организации рабочего места оператора электронно-вычислительных и в ы ч и с л и т е
л ь н ы х машин;
подготовки оборудования компьютерной системы к работе;
инсталляции, настройки и обслуживания программного обеспечения компьютерной
системы;
управления файлами;
применения офисного программного обеспечения в соответствии с прикладной
задачей;
использования ресурсов локальной вычислительной сети;
использования ресурсов, технологий и сервисов Интернет; применения средств
защиты информации в компьютерной системе.
Уметь:
выполнять требования техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
производить подключение блоков персонального компьютера и периферийных
устройств;
производить установку и замену расходных материалов для периферийных устройств
и компьютерной оргтехники;
диагностировать простейшие неисправности персонального компьютера,
периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;
выполнять инсталляцию системного и прикладного программного обеспечения;
создавать и управлять содержимым документов с помощью текстовых процессоров;
создавать и управлять содержимым электронных таблиц с помощью редакторов
таблиц;
создавать и управлять содержимым презентаций с помощью редакторов презентаций;
использовать мультимедиа проектор для демонстрации презентаций;
вводить, редактировать и удалять записи в базе данных;
эффективно пользоваться запросами базы данных;
создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для
обработки растровой и векторной графики;
производить сканирование документов и их распознавание;
-производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других
устройствах;
5

управлять файлами данных на локальных съемных запоминающих устройствах,
а также на дисках локальной компьютерной сети и в интернете;осуществлять навигацию по
Веб-ресурсам Интернета с помощью браузера;
осуществлять поиск, сортировку и анализ информации;
осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью
антивирусных программ;
осуществлять резервное копирование и восстановление данных.
Знать:
требования техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
основные принципы устройства и работы компьютерных систем и периферийных
устройств;
классификацию и назначение компьютерных сетей;
виды носителей информации;
программное обеспечение для работы в компьютерных сетях и с ресурсами Интернета;
основные средства защиты от вредоносного программного обеспечения и
несанкционированного доступа к защищаемым ресурсам компьютерной системы.
-

6

Раздел 3. Содержание и организация образовательного процесса
Учебный план
№
п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Кол-во час.
10 кл. 11 кл.

1.

Введение в специальность. Основы гигиены труда,
производственной санитарии и профилактики травматизма

2

1

2.

Правовые аспекты информационной деятельности, культура
делового общения.

2

1

3.

Аппаратное обеспечение ЭВМ

4

4.

Арифметические основы ЭВМ

3

5.

Логические основы ЭВМ

4

6.

Базовое программное обеспечение

4

6

7.

Прикладное программное обеспечение

30

17

8.

Мультимедийные возможности компьютера

6

5

9.

Системы программирования

13

10.

Основы защиты компьютерной информации

8

11.

Настольные издательские системы

4

12.

Компьютерные сети. Технология создания сайтов

14

13.

Введение в компьютерную графику

11

16.

Экзамен

1

Итого за год
Учебная практика

37
31

45
23

ИТОГО:

68

68

7

Раздел 4. График учебного процесса
1 год обучения
Календарный учебный график
Обучение по программе осуществляется на основании учебного плана в соответствии с утвержденным расписанием.
Форма обучения
очная, очно-заочная

Количество часов в
неделю
2

Количество часов в день

Количество дней

Объем программы (час.)

2

34

68

2 год обучения
Календарный учебный график
Обучение по программе осуществляется на основании учебного плана в соответствии с утвержденным расписанием.
Форма обучения
очная, очно-заочная

Количество часов в
неделю
2

Количество часов в день

Количество дней

Объем программы (час.)

2

34

68

Раздел 5. Требования к условиям реализации основной программы профессионального
обучения
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
программу профессионального обучения.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающиеся, должны соответствовать
присваиваемой
квалификации,
определять
содержание
образовательной
программы,
разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
Практика является обязательным разделом программы профессионального обучения. Она
представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление,
развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
5.1.Требованиякквалификациипреподавателей,мастеровпроизводственногообучения,
представителей предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию образовательного
процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
5.2. Требования к информационным и учебно-методическим условиям
реализация основной профессиональной образовательной программы обеспечивается доступом
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
дисциплин. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети
Интернет.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда.
Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена
информацией
с
отечественными
организациями,
в
том
числе
образовательными
организациямиидоступксовременнымпрофессиональнымбазамданныхиинформационным ресурсам
сети Интернет.
Материально-техническое
обеспечение
реализации
основной
программы
профессионального обучения
Образовательное учреждение, реализующее основную программу профессионального
обучения, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторных работ и практических занятий, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным
нормам.
Перечень кабинетов
Кабинетинформатики-1
Кабинет информатики оснащен современными средствами материально-технического оснащения компьютерным оборудованием (компьютеры, ноутбуки) и программным обеспечением, организован
доступ учащихся к сети Интернет.
Информационное обеспечение реализации программы
Интернет-ресурсы
1.
https://urok.apkpro.ru-Библиотекацифровогообразовательногоконтента
2.
www.megabook.ru(МегаэнциклопедияКириллаиМефодия,разделы«Наука/Математ
ика.Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
3.
ФГИС«Мояшкола»https://myschool.edu.ru
4.
https://znanium.com-Электронно-библиотечнаясистема
5.
http://freeschool.altlinux.ru/-ПорталСвободногопрограммногоОбеспечения
1

Раздел 6. Оценка результатов освоения основной программы профессионального обучения
Реализация основной программы профессионального обучения сопровождается проведением
текущего контроля, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся.
Конкретныеформыипроцедурытекущегоконтроляуспеваемости,промежуточнойаттестации по каждой
дисциплине разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного
экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе
профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное
обучение, квалификационных классов по соответствующей профессии.
Квалификационныйэкзаменнезависимоотвидапрофессиональногообучениявключаетвсебя
практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах
квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональных стандартов по соответствующей профессии.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их
объединений.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о профессии
рабочего.

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов
.

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ№140 с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №05 от16.04.2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ №386/3 от 16.04.2025
Директор МАОУ СОШ №140
А.В.Журавлева

Рабочая программа
профессионального обучения по профессии
«Оператор электронно- вычислительных и вычислительных
машин» (код 16199)

Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 15 – 18 лет
Срок реализации: 2 года

Екатеринбург, 2025 г
3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профессии «Оператор электронно-вычислительных и
вычислительных машин» по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) — 16199 программой профессиональной подготовки.
В основу обучения положен принцип сочетания теории и практики. Ориентация на
практику реализуется через использование активных и инновационных методов обучения.
Программа направлена на формирование профессиональных компетенций, необходимых для
выполнения нового вида профессиональной деятельности либо приобретения новой
квалификации.
Основная цель обучения школьников состоит в том, чтобы:
•
Обучить учащихся работе на профессиональных ПЭВМ, работе с различными
операционными системами (MS DOS, Windows, Linux), с различным системным обеспечением,
с различными типами архиваторов и антивирусными программами;
•
Ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с
различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках, средств
мультимедиа, различными видами принтеров);
•
Обучить рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать программы на
процедурном и объектно-ориентированном языке программирования Паскаль;
•
Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных
прикладных программ, таких, как текстовый редактор, электронные таблицы, система
управления базами данных, графические редакторы, программы для подготовки компьютерных
презентаций;
•
Приобщить обучаемых к современным новым информационным технологиям;
•
Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;
•
Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
•
Научить создавать собственные Web-страницы при использовании HTML и
Macromedia технологий.







Задачи программы:
ознакомить обучающихся арифметическим и логическим основам ЭВМ, их видами,
архитектурой, типами архитектур;
обучить учащихся работе на профессиональных ПЭВМ, работе с различными
операционными системами), с различным системным обеспечением;
ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с
различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках,
средств мультимедиа, различными видами принтеров);
обучить школьника рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать программы
на процедурном языке программирования Паскаль;
формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных
программ;
приобщить обучающихся к современным новым информационным технологиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Обучение по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных
машин» по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов (ОКПДТР) — 1619 дает учащемуся компьютерную грамотность, культуру
понимания возможностей ПЭВМ и границ их возможностей. Во время обучения у учащихся
вырабатывается точность мышления и аккуратность в работе.
Закрепление полученных знаний осуществляется в процессе выполнения лабораторнопрактических работ, содержание которых разрабатывается преподавателем. На учебных и
4

практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности
труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Каждое практическое занятие обязательно сопровождается вводным инструктажем по
безопасности труда.
Рабочей программой предусмотрено производственное (практическое) обучение, в
течение которого обучающиеся овладевают приемами работы с клавиатурой и выполняют
работы с использованием стандартных компьютерных программ под руководством
преподавателя и самостоятельно.
Обучение по программе заканчивается консультациями, подведением итогов и экзаменом.
Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальные; групповые;
индивидуально-групповые; фронтальные.

5

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Оператор ЭВ и ВМ должен знать:
• требования охраны труда и пожарной безопасности, основы охраны труда;
• структуру системного блока, основные устройства ПЭВМ, правила их эксплуатации,
виды и причины отказов в работе устройств;
• понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;
• основные отличия MS DOC от ОС Linux, терминологию, основные возможности Linux;
• стандартные и специальные программы Linux основные приемы форматирование
документа основные методы размещения текста, применения многоколоночного текста, таблиц
и стилей;
• основы программирования, этапы решения задач на ПЭВМ, методы моделирования
процессов, алгоритмы обработки данных;
• основные положения и функции операционных систем;
• рабочие инструкции по обработке информации, носители данных;
• назначение и возможности работы в телекоммуникационных сетях и ЛВС, правила
работы с прикладным программным обеспечением;
• методы разработки Web-страниц с использованием HTML.
Оператор ЭВ и ВМ должен уметь:
• соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, применять рациональные
приемы и способы организации труда на рабочем месте программиста-лаборанта, бережно
обращаться с оборудованием;
• подключать компьютер, практически работать в ОС;
• работать с различными типами прикладных программ, (текстовые и табличные
процессоры, СУБД, графические редакторы);
• грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе, работать с
таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;
• выполнять обработку документов на ПЭВМ различного типа с печатанием исходных
данных и результатов работы;
• программно реализовать и отлаживать текст программы на языке программирования,
выполнять ввод информации с различных носителей;
• работать в телекоммуникационных сетях и ЛВС, передавать данные по различным
каналам связи;
• применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте
программиста-лаборанта.

6

1)
2)

3)
4)
5)

1)

2)
3)

4)

5)

1)
2)
3)

4)
5)
6)

7)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании
данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение
строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях
развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных
функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования
интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм
информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности,
способов и средств обеспечения надѐжного функционирования средств ИКТ;

7

8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете;
9) владение основными способами создания web-страниц;
10) освоение технологией обработки и представления мультимедийной информации;
11) сформированность представлений о способах хранения графической информации;
12) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками
формализации прикладной задачи и документирования программ.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
п/п

Раздел

Кол-во час.
10 кл. 11 кл.

1.

Введение в специальность. Основы гигиены труда,
производственной санитарии и профилактики травматизма

2

1

2.

Правовые аспекты информационной деятельности, культура
делового общения.

2

1

3.

Аппаратное обеспечение ЭВМ

4

4.

Арифметические основы ЭВМ

3

5.

Логические основы ЭВМ

4

6.

Базовое программное обеспечение

4

6

7.

Прикладное программное обеспечение

30

17

8.

Мультимедийные возможности компьютера

6

5

9.

Системы программирования

13

10.

Основы защиты компьютерной информации

8

11.

Настольные издательские системы

4

12.

Компьютерные сети. Технология создания сайтов

14

13.

Введение в компьютерную графику

11

16.

Экзамен

1

Итого за год
Учебная практика

37
31

45
23

ВСЕГО

68

68

9

1. Введение в специальность. Основы гигиены труда, производственной санитарии и
профилактики травматизма
Назначение и общественные аспекты применения персональных ЭВМ. Конкретные
примеры.
Ознакомление с профессиональной характеристикой оператора ЭВМ и возможностями
профессионального роста в системе
непрерывного образования.
Рыночная экономика и роль профессиональной компетентности в условиях постоянно
изменяющейся конъюнктуры рынка труда.
Структура курса по специальности «Оператор ЭВМ».
Основные понятия о гигиене труда. Физиолого-гигиенические основы трудового
процесса на рабочих местах. Понятие об утомляемости. Значение рационального режима труда
и отдыха. Режим рабочего дня учащихся.
Влияние электромагнитного излучения дисплеев ЭВМ.
Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры пожарной
профилактики. Меры и средства пожаротушения.
Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от поражения
электрическим током.
Первая помощь при несчастных случаях (ушибах, порезах, ожогах, отравлениях,
поражениях электрическим током) (2).Периодические и предварительные медицинские
осмотры и их значение. Первые признаки профессиональных заболеваний. Предупреждение
развития заболевания.
2. Правовые аспекты информационной деятельности, культура делового общения
Понятие о лицензионном и нелицензионном программном обеспечении. Использование
нелицензионных (контрафактных) программ.
Отечественное законодательство в борьбе с компьютерными преступлениями.
Виды компьютерных преступлений. Технические, организационные и правовые меры
противодействия компьютерным преступлениям. Уголовный кодекс (УК) РФ в области
информационных технологий. Государственная политика в сфере информатизации. Составы
компьютерных преступлений.
3. Аппаратное обеспечение ЭВМ
Основы ЭВМ. История развития вычислительной техники (ВТ)
Вычислительная техника. (ВТ): история появления и развития ВТ, основные направления
развития ВТ, вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие ВТ.
Электронно-вычислительные машины (ЭВМ): назначение и общественные аспекты применения
ЭВМ. Основные сведения об ЭВМ. Значение и место ЭВМ в автоматизированных системах
управления (АСУ). Классификация ЭВМ. Перспективы развития средств ВТ и технологии
обработки информации.
Архитектура ЭВМ: определение, основные сведения. Типы архитектур.
Структура ЭВМ: понятие, схемы, взаимодействие основных устройств.
Системная плата: функции, технические характеристики, исполнение, типовые
элементы и узлы, взаимосвязь.
Микропроцессоры и сопроцессоры: основные характеристики, назначение.
Микропроцессор и память: способы обмена информацией. Контроллеры, шины и порты:
назначение, основные сведения.
Память ЭВМ: типы, структура и организация. Принципы хранения информации.
Внутренняя память: функции, структурная схема, особенности построения. Устройства
внутренней памяти: виды, свойства, основные параметры и характеристики, взаимосвязь.
Накопители информации: типы, параметры, материалы накопителей, правила
использования. Устройства внешней памяти (приводы накопителей на магнитных, оптических и
10

магнитооптических дисках): типы, параметры, принципы действия. Дисководы и диски:
взаимодействие. Стриммеры. Флеш-память. ZIP.
Устройства ввода (клавиатура, мышь, трекбол, джойстик): разновидности, типы,
функции, устройство, принципы работы, способы управления, правила эксплуатации.
Клавиатура: основные методы и приемы работы. Клавиши на клавиатуре: функции, группы,
варианты клавиатурных комбинаций. Программы-тренажеры для отработки приемов работы на
клавиатуре со скоростью 160-180 ударов в минуту: виды, применение .
Типы сканеров.
Устройства вывода (мониторы, принтеры, диски: виды, классы, назначение,
устройство, принцип действия, правила использования в работе, эксплуатация.
4. Арифметические основы ЭВМ
Позиционные и непозиционные системы счисления.
Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная системы счисления.
Способы перевода чисел из одной системы в другую. Правила выполнения арифметических
операций в различных системах счисления.
5. Логические основы ЭВМ
Представление информации физическими величинами. Способы передачи.
Понятие о логической функции. Логические функции: конъюнкция ("И"), дизъюнкция
("ИЛИ"), отрицание ("НЕ"). Представление произвольной логической функции через
элементарные функции "И", "ИЛИ", "НЕ". Таблицы истинности.
Основные соотношения алгебры логики. Упрощение логических функций.
Логические функции и логические схемы.
6. Базовое программное обеспечение
Классификация программного обеспечения и их краткая характеристика: системное,
системы программирования, прикладное.
Системное программное обеспечение
Операционная система ОС Windows/ Linux: Требования к аппаратуре.
Характеристики ОС. Интерфейс, объекты ОС. Навигация по файловой системе. Виды меню и
окон. Структура типового окна приложения. Запуск приложений и работа с документами.
Установка и удаление приложений. Назначение и приемы работы со стандартными
приложениями ОС. Поиск файлов и папок.
7. Прикладное программное обеспечение
Создание и редактирование текстовых документов
Текстовый процессор. Основные возможности Microsoft Word/Writer , запуск и назначение
элементов окна. Элементы окна файла, свертывание, развертывание, изменение размеров,
закрытие окна файла. Меню команды Окно. Меню команды Вид. Панели инструментов и их
настройка. Контекстное меню в области панелей инструментов. Справочная система.
Базовый набор операций ввода и корректировки текста. Работа с файлами. Работа с
блоками. Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы. Операции с фрагментами
текста. Форматирование текста. Контекстное меню в области текста. Поиск текста. Меню
команды Вставка. Проверка правописания. Параметры страницы. Предварительный просмотр
перед печатью. Режимы графики и построения таблиц. Надпись и кадр. Работа с рисунком.
Режим Структуры документа. Применение стиля документа. Шаблон документа. Слияние
документов. Оглавление и указатели документа. Проверка орфографии документа. Внедрение и
связывание объектов.
Работа с электронными таблицами
Табличные процессоры. Назначение, возможности и применение электронных таблиц,
принципы их построения и организация работы с ними. Характеристики и особенности
11

табличного процессора MS Excel/Calc , запуск программы. Окно табличного редактора и его
элементы
Понятия рабочая книга, рабочий лист, активная ячейка. Создание, загрузка и сохранение
рабочих книг. Адресация ячеек и ввод данных в таблицу. Типы данных. Общие правила
подготовки таблиц (ввод формул, функций, копирование, относительные и абсолютные адреса).
Перемещение по таблице, фрагменты в таблице, очистка, вставка и удаление ячеек, копирование
фрагментов. Отмена и повторение команд. Работа с формулами и основными функциями.
Мастер диаграмм.
Работа с базами данных:
Сущность базы данных и системы управления базами данных. Данные. Предметная
область, объекты предметной области, реквизиты, значения и имена реквизитов, связи. Типы
данных: символьные, числовые, даты, логические, MEMO, OLE. Модели баз данных:
иерархическая, сетевая и реляционная.
Система управления базами данных MS Access/ Base -общие сведения и принципиальная
схема работы. Объекты БД.: таблицы, формы, запросы, отчеты и режимы работы с объектами
(оперативный режим и режим конструктора). Создание и открытие БД. Описание структуры БД:
имя таблицы, ключевое поле, имя поля, тип поля, размер поля, маска ввода, обязательные поля,
индексированные поля. Создание и работа с объектами базы данных: таблицей, формой,
запросом, отчетом. Создание связей между таблицами.
Изменение внешнего вида таблицы. Ввод данных. Формы для ввода и просмотра данных.
Печать таблицы. Экспорт данных в другие программы и базы данных. Применение
фильтра для поиска данных. Сортировка и упорядочение записей в таблице. Поиск данных в
таблице. Использование запросов для извлечения информации. Создание запроса на выборку.
Другие типы запросов.
Создание электронных презентаций
Приложение PowerPoint/Impress. Создание презентации. Режимы просмотра и работы со
слайдами. Вставка, удаление, перемещение и копирование слайдов. Ввод и форматирование
текста. Выбор внешнего вида презентации. Создание эффекта анимации. Включение в слайды
диаграмм, графиков, таблиц и столбцов текста. Использование звука и видеоклипов.
Репетиция презентации. Проведение презентации. Печать презентации.
8. Мультимедийные возможности компьютера
Мультимедиа: понятия, определения.
Аппаратные средства мультимедиа (звуковые карты, видеокарты, микрофоны,
акустические системы: виды, способы подключения, функции. Адаптеры и конверторы,
аппаратные методы компрессии, графические ускорители, графические процессоры: назначение,
использование, функциональные возможности.
Стандартные средства мультимедиа.
Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение. Звуковые и
видеофайлы: форматы, правила работы с ними.
9. Системы программирования
Языки программирования. Алгоритм. Виды алгоритмов, свойства, способы записи.
Этапы решения задач на ЭВМ. Первичные конструкции языка. Структура программы.
Разработка линейного вычислительного процесса. Операторы присвоения, ввода-вывода данных.
Составной оператор. Разработка ветвящегося вычислительного процесса. Условный оператор
Составной условный оператор. Оператор множественного выбора. Оператор безусловного
перехода. Разработка циклического вычислительного процесса. Цикл с
предусловием. Циклы с постусловием. Вложенные операторы цикла. Составление блок-схем.
Массивы. Линейный одномерный массив. Действия с массивами. Действия с линейными
массивами. Удаление и добавление элементов в массив. Нахождение элементов, следующих за
мин. или макс. элементом. Упорядоченные массивы. Сортировка массива. Сортировка массива
12

методом «пузырька». Сортировка массива методом «выбора». Поиск элементов в массиве.
Метод бинарного поиска. Двумерные массивы. Матрицы. Действия с двумерными массивами.
Действия с двумерными массивами. Удаление и добавление элементов в массив. Основные
принципы структурного программирования. Процедуры и функции.
10. Основы защиты компьютерной информации
Основы информационной безопасности
Концепция национальной безопасности. Концепция государственной информационной
политики. Доктрина информационной безопасности. Правовое регулирование отношений в
сфере информатизации общества и деятельности органов внутренних дел. Основные принципы
многорубежной защиты информационных ресурсов.
Методы и средства защиты компьютерной информации
Понятие компьютерного преступления. Понятие несанкционированного доступа.
Уязвимые места компьютерных систем. Методы защиты информации. Компьютерные вирусы:
понятие, многообразие, среда обитания, категории. Вирусные программы : пути и механизмы
распространения, действия, формы проявлений. Профилактические меры .
Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы настройки,
порядок работы в них.. Мероприятия для улучшения защищенности вычислительных систем
(организационные, технические, программные). Аппаратные средства резервного копирования.
Понятие компьютерного преступления. Компьютер как средство и объект преступления.
Уголовное законодательство и компьютерная преступность. (Ст. 272-274 УК РФ).
Архивация данных
Архивы и архивирование: назначение, термины, определения. Программы-архиваторы:
разновидности, свойства, основные режимы работы, диалоговые окна, команды.
Архивации и разархивации файлов: основные правила, этапы, последовательность. Виды
архивов. Защита архивов.
11. Настольные издательские системы
Этапы подготовки материала к публикации. Программы для вѐрстки текста: Microsoft
Publisher, Adobe PageMaker/ Scribus.: элементы управления, приемы работы с текстом, вставка
графических изображений, взаимодействие текста и графики, приемы автоматизации, приемы
работы с цветом, предварительный просмотр и печать документа.
12. Компьютерные сети. Технология создания сайтов
Вычислительные сети: понятие, разновидности, назначение, масштаб, перспективы,
использование.
Локальные компьютерные сети
Понятия, характеристики, возможности, модели, схемы. Основные элементы локальной
сети: виды, способы соединения друг с другом (топология). Сети с централизованным
управлением: модели. Основные методы доступа. Системы передачи данных: основные
сведения. Аппаратные средства локальных сетей: состав, конфигурация, функции.
Сетевое программное обеспечение: термины, определения, состав, структура. Сетевые
операционные системы: разновидности, функции. Сетевые приложения: виды, применение.
Ответственность пользователей за функционирование сети.
Работа в локальных компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность.
Глобальная компьютерная сеть Интернет (Internet): термины, определения, масштаб,
возможности, предоставляемые услуги, структура, информационные ресурсы, условия
подключения. World Wide Web (WWW): основные сведения о системе. Web-браузер: виды,
функции. WAP-браузеры. Принципы адресации в Интернете. Аппаратное обеспечение: основные
требования. Компоненты сетевого оборудования: разновидности, назначение, конфигурация.
Программное обеспечение Интернет: термины, определения, состав, структура, функции,
13

требования и приемы использования.
Работа в Интернете: основные этапы, последовательность, правила, приемы, особенности.
WEB-сайты, страницы: общие сведения, правила работы, использование.
Электронная почта: понятия, основные функции. Программы Outlook Express/ ClawsMail, Mozilla Thunderbird.: назначение, принципы работы программы, основные элементы окна,
особенности настройки интерфейса и основных параметров. Почтовые сообщения: правила
работы. Способы применения адресной книги. Выполнение основных операций с текстовыми
файлами. Обработка электронной почты
Телеконференции, чаты, «мгновенные сообщения». Безопасность в Internet.
Технология создания сайтов
Особенности национального WEB-дизайна. Виды WEB-страничек. Инструменты WEBдизайнера. Редактор WEB-узлов. Создание WEB-узла: мастер WEB-узла, список задач, просмотр
папок узла, навигация, проверка гиперссылок, отчѐты, цветовая схема узла, общие поля
страницы. Оформление WEB-узла. Редактор WEB-страниц: форматирование текста, внедрение
таблиц и списков, гиперссылки и закладки, рисунки, просмотр HTML-кода, проверка страницы в
браузере. Усовершенствование WEB-страниц.
Публикация готовых WWW-страничек в Интернете. Регистрация на поисковых серверах.
«Раскрутка сайта».
Основы безопасности при работе в Интернет. Вирусы. Программы для обеспечения
безопасности в Интернет.
13. Введение в компьютерную графику
Компьютерная графика: назначение, применение, основные средства, перспективы.
Графические программы разновидности, назначение, свойства, область применения.
Графические пакеты виды, преимущества, недостатки. Графические форматы: типы.
Экспортирование и импортирование графических файлов: основные правила. Получение
информации о файле.
Программы по созданию точечного рисунка: виды, принципы работы, применение.
Элементы экранного интерфейса виды, назначение, приемы использования. Команды меню.
Панель инструментов: основные средства.
Программы по созданию растровой графики: виды, характеристика, недостатки,
преимущества, применение и принципы работы, основные элементы экранного интерфейса,
опции меню программы, панели инструментов и палитр.
Изображения: виды комбинаций, способы цветового оформления, форматирования,
трансформации. Использования графических объектов, выполненных в других графических
форматах и наоборот: правила, приемы.
Инструментальная палитра. Функции палитр Динамический диапазон. Гамма- коррекция.
Местная коррекция и ретушь изображения
Фильтры. Монтаж изображений (составление композиций). Создание точечного рисунка.
Программы по созданию векторной графики: виды, сущность, недостатки, преимущества,
применение, принципы работы, основные элементы экранного интерфейса, опции меню
программы и панели инструментов, основные действия.
Векторные редакторы. Создание простейших объектов. Редактирование контуров.
Обработка замкнутых контуров. Заливка контуров. Создание сложных контуров. Средства
работы с текстом. Режимы работы с текстом. Способы использования цвета.
Программы трехмерного моделирования: назначение, область использования,
особенности работы. Основные команды и функции. Работа с простыми объектами: приемы,
средства. Способы изменения свойств и характеристик объектов.
14. Экзамен
Аттестация обучающихся в соответствии с профессиональными требованиями и
квалификационной характеристикой «Оператор ЭВМ».
14

Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени
ауд.

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.

13.
14.
15.

Введение в специальность.
Введение в специальность.
Основы гигиены труда, производственной санитарии и профилактики
травматизма.
Правовые аспекты информационной деятельности

Плановые сроки
прохождения

пр.

1
1

Правовые аспекты информационной деятельности
Культура делового общения.
Аппаратное обеспечение ЭВМ
Основы ЭВМ. История развития вычислительной техники (ВТ)
Архитектура и структура ЭВМ
Микропроцессоры, память ЭВМ
Накопители информации, устройства ввода/вывода
Арифметические основы ЭВМ
Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная,
восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная системы счисления.

1
1

Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная
системы счисления. Способы перевода чисел из одной системы в другую.
Правила выполнения арифметических операций в различных
системах счисления.
Логические основы ЭВМ

1

Понятие о логической функции.
Логические функции: конъюнкция ("И"), дизъюнкция ("ИЛИ"),
отрицание ("НЕ"). Таблицы истинности.
Основные соотношения алгебры логики. Упрощение логических
функций.

1
1

1
1
1
1
1

1

1
15

16.

17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.

32.
33.

Упрощение логических функций. Логические функции и логические схемы.
Базовое программное обеспечение
Классификация
программного
обеспечения
и их краткая
характеристика: системное, системы программирования, прикладное.
Операционная система ОС Linux. Файл и файловая система.
Запуск приложений и работа с документами. Установка и удаление
приложений.
Назначение и приемы работы со стандартными приложениями ОС. Поиск
файлов и папок.
Прикладное программное обеспечение
Текстовый процессор. Основные возможности Writer. Базовый набор операций
ввода и корректировки текста.
Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы.
Операции с фрагментами текста.
Форматирование текста. Контекстное меню в области текста. Поиск текста.
Меню команды Вставка. Проверка правописания. Параметры
страницы. Предварительный просмотр перед печатью.
Построения таблиц. Надпись и кадр. Работа с рисунком.
Режим Структуры документа. Применение стиля документа.
Шаблон документа. Слияние документов. Оглавление и указатели документа.
Проверка орфографии документа. Внедрение и связывание объектов.
Табличные процессоры. Назначение, возможности и применение
электронных таблиц, принципы их построения и организация работы
с ними.
Характеристики и особенности табличного процессора Calc , запуск
программы. Окно табличного редактора и его элементы
Понятия рабочая книга, рабочий лист, активная ячейка. Создание, загрузка и
сохранение рабочих книг.
Адресация ячеек и ввод данных в таблицу. Типы данных. Общие
правила подготовки таблиц (ввод формул, функций, копирование,
относительные и абсолютные адреса).
Общие правила подготовки таблиц (ввод формул, функций,
копирование, относительные и абсолютные адреса).
Перемещение по таблице, фрагменты в таблице, очистка, вставка и удаление
ячеек, копирование фрагментов. Отмена
и повторение

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
16

34.
35.
36.
37.

38.
39.
40.
41.

42.
43.
44.
45.

46.
47.
48.
49.
50.

команд.
Мастер диаграмм.
Сущность базы данных и системы управления базами данных. Данные.
Предметная область, объекты предметной области,
реквизиты, значения и имена реквизитов, связи.
Типы данных: символьные, числовые, даты, логические, MEMO, OLE.
Модели баз данных: иерархическая, сетевая и реляционная.
Система управления базами данных MS Access/ Base -общие сведения и
принципиальная схема работы. Объекты БД.: таблицы, формы, запросы,
отчеты и режимы работы с объектами (оперативный
режим и режим конструктора). Создание и открытие БД.
Описание структуры БД: имя таблицы, ключевое поле, имя поля, тип
поля, размер поля, маска ввода, обязательные поля, индексированные поля.
Создание и работа с объектами базы данных: таблицей, формой,
запросом, отчетом.
Создание связей между таблицами. Изменение внешнего вида
таблицы. Ввод данных.
Формы для ввода и просмотра данных. Печать таблицы.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной
БД
Экспорт данных в другие программы и базы данных. Применение
фильтра для поиска данных.
Сортировка и упорядочение записей в таблице. Поиск данных в
таблице.
Использование запросов для извлечения информации. Создание
запроса на выборку.
Приложение Impress. Создание презентации. Режимы просмотра и
работы
со
слайдами. Вставка, удаление, перемещение
и
копирование слайдов.
Ввод
и
форматирование
текста. Выбор
внешнего
вида
презентации.
Создание эффекта анимации. Включение в слайды диаграмм,
графиков, таблиц и столбцов текста.
Использование звука и видеоклипов. Репетиция презентации.
Проведение презентации. Печать презентации.
Контрольное тестирование по разделу

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
17

51.

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Мультимедийные возможности компьютера
Мультимедиа:
понятия,
определения.
Аппаратные
средства
мультимедиа (звуковые карты, видеокарты, микрофоны, акустические
системы: виды, способы подключения, функции.
Адаптеры
и конверторы, аппаратные методы компрессии,
графические ускорители, графические процессоры: назначение,
использование, функциональные возможности.
Стандартные средства мультимедиа.
Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение.
Звуковые и видеофайлы: форматы, правила работы с ними.
Работа в мультимедиа-программах
Системы программирования
Алгоритм. Виды алгоритмов, свойства, способы записи. Этапы
решения задач на ЭВМ.
Составление блок-схем.
Языки программирования. Понятие о данных.
Величины и их типы. Способы записи алгоритмов.
Первичные конструкции языка. Структура программы.
Разработка линейного вычислительного процесса.
Операторы присвоения, ввода-вывода данных. Составной оператор.
Разработка ветвящегося вычислительного процесса.
Оператор множественного выбора. Оператор безусловного перехода.
Массивы. Линейный одномерный массив. Действия с массивами. Действия с
линейными массивами.
Упорядоченные массивы. Сортировка массива. Сортировка массива
методом «пузырька».
Сортировка массива методом «выбора». Поиск элементов в массиве.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18

Календарно-тематическое планирование 11 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени
ауд.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Основы гигиены труда, производственной санитарии и профилактики
травматизма.
Правовые аспекты информационной деятельности
Базовое программное обеспечение
Классификация
программного
обеспечения
и их краткая
характеристика: системное, системы программирования, прикладное.
Операционная система ОС Linux\Windows. Файл и файловая система.
Запуск приложений и работа с документами. Установка и удаление
приложений.
Назначение и приемы работы со стандартными приложениями ОС.
Приемы работы со стандартными приложениями ОС.
Поиск файлов и папок.
Прикладное программное обеспечение
Текстовый процессор Writer\Word.
Ввод и корректировка текста.
Работа с файлами. Работа с блоками.
Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы.
Операции с фрагментами текста.
Форматирование текста.
Вставка объектов. Надпись и кадр. Работа с рисунком. Параметры
страницы. Построения таблиц.
Режим Структуры документа. Слияние документов. Оглавление и
указатели документа. Внедрение и связывание объектов.
Табличные процессоры работа с ними.
Создание, загрузка и сохранение рабочих книг.

Плановые сроки
прохождения

Примечание

пр.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.

33.
34.

Адресация ячеек. Типы данных. Общие правила подготовки таблиц..
Работа с формулами и основными функциями. Мастер диаграмм.
Системы управления базами данных. Иерархическая, сетевая и
реляционная базы данных.
Создание БД. Создание и работа с объектами базы данных: таблицей,
формой, запросом, отчетом.
Создание связей между таблицами. Формы и запросы БД
Приложение Impress. Создание презентации.
Создание эффекта анимации. Включение в слайды диаграмм,
графиков, таблиц и столбцов текста.
Использование звука и видеоклипов. Репетиция презентации.
Проведение презентации. Печать презентации.
Мультимедийные возможности компьютера
Мультимедиа.. Аппаратные средства мультимедиа
Адаптеры
и конверторы, аппаратные методы компрессии,
графические ускорители, графические процессоры: назначение,
использование, функциональные возможности.
Стандартные
средства мультимедиа. Звуковые и видеофайлы:
форматы, правила работы с ними.
Работа в мультимедиа-программах
Работа в мультимедиа-программах
Основы защиты компьютерной информации
Концепция национальной безопасности. Концепция государственной
информационной
политики.
Доктрина
информационной
безопасности. Правовое регулирование отношений в сфере
информатизации общества и деятельности органов внутренних дел.
Основные принципы многорубежной защиты информационных
ресурсов.
Понятие
компьютерного
преступления.
Понятие
несанкционированного доступа. Уязвимые места компьютерных
систем.
Методы защиты информации. Компьютерные вирусы: понятие,
многообразие, среда обитания, категории.
Вирусные программы : пути и механизмы распространения, действия,
формы проявлений. Профилактические меры .

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
20

35.

36.

37.

38.

39.
40.
41.
42.
43.

44.
45.
46.

47.
48.
49.

Антивирусные программы: разновидности, принципы действия,
способы настройки, порядок работы в них.. Мероприятия для
улучшения
защищенности
вычислительных
систем
(организационные, технические, программные).
Аппаратные
средства
резервного
копирования.
Понятие
компьютерного преступления. Компьютер как средство и объект
преступления. Уголовное законодательство и компьютерная
преступность. (Ст. 272-274 УК РФ).
Архивы и архивирование: назначение, термины, определения.
Программы-архиваторы: разновидности, свойства, основные режимы
работы, диалоговые окна, команды.
Архивации и разархивации файлов: основные правила, этапы,
последовательность. Виды архивов. Защита архивов.
Настольные издательские системы
Этапы подготовки материала к публикации. Программы для вѐрстки
текста: Microsoft Publisher, Adobe PageMaker/ Scribus.
Элементы управления, приемы работы с текстом
Вставка графических изображений, взаимодействие текста и
графики
Приемы автоматизации, приемы работы с цветом
Создание публикации. Предварительный просмотр и печать
документа.
Компьютерные сети. Технология создания сайтов
Вычислительные сети. Локальные компьютерные сети. Аппаратные
средства локальных сетей: состав, конфигурация, функции.
Сетевое
программное
обеспечение.
Работа
в
локальных
компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. World Wide Web.
Принципы адресации в Интернете.
Аппаратное и программное
обеспечение.
Электронная почта: понятия, основные функции. Телеконференции,
чаты, «мгновенные сообщения». Безопасность в Internet.
Структура веб-страницы.
Атрибуты тегов. Работа с текстом.
Форматирование абзацев на Web-странице.
Структура веб-страницы.
Атрибуты тегов. Работа с текстом.
Форматирование абзацев на Web-странице.

1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1

1
1
1
21

50.
51.

52.
53.

54.
55.
56.
57.
58.

59.
60.

61.
62.
63.
64.
65.
66.

Изображения в HTML-документе
Способы организации гипертекстовых документов. Разработка
сценария гипертекстового документа, состоящего из нескольких
файлов. Текстовые ссылки. Изображения - ссылки
Способы организации гипертекстовых документов. Разработка
сценария гипертекстового документа, состоящего из нескольких
файлов. Текстовые ссылки. Изображения - ссылки
Виды сайтов, их назначение. Способы организации информации.
Скорость загрузки страниц и определяющие факторы. Критерии
оценки сайтов.
Списки. Таблицы
Настройка характеристик веб-страниц (фон, текст, изображения,
гиперссылки. Использование слоев.
Публикация готовых WWW-страничек в Интернете.
Введение в компьютерную графику
Компьютерная графика: назначение, применение, основные средства,
перспективы.
Графические программы разновидности, назначение, свойства,
область применения. Графические пакеты виды, преимущества,
недостатки. Графические форматы: типы
Экспортирование и импортирование графических файлов: основные
правила. Получение информации о файле.
Программы по созданию точечного рисунка. Элементы экранного
интерфейса. Команды меню. Панель инструментов: основные
средства.
Использования графических объектов, выполненных в других
графических форматах и наоборот: правила, приемы.
Фильтры. Монтаж
изображений
(составление
композиций).
Создание точечного рисунка.
Программы по созданию векторной графики. Векторные редакторы.
Создание простейших объектов.
Редактирование контуров. Обработка замкнутых контуров. Заливка
контуров. Создание сложных контуров.
Средства работы с текстом. Режимы работы с текстом. Способы
использования цвета.
Программы трехмерного моделирования: назначение, область

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
22

67.
68.

использования, особенности работы. Основные команды и функции.
Работа с простыми объектами: приемы, средства. Способы изменения
свойств и характеристик объектов.
Экзамен

1
2

23

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
ПК 1.5. Выполнять требования
нормативно-технической
документации.
ПК 2.1. Создавать программы на
языке ассемблера
для микропроцессорных систем.
ПК 2.3. Осуществлять установку
и конфигурирование
персональных компьютеров и
подключение периферийных
устройств.
ПК 2.4. Выявлять причины
неисправности периферийного
оборудования.
ПК 3.1. Проводить контроль,
диагностику и восстановление
работоспособности
компьютерных
систем
и
комплексов.
ПК 3.3. Принимать участие в
отладке
и
технических
испытаниях
компьютерных
систем
и
комплексов;
инсталляции, конфигурировании
и
настройке
операционной
системы, драйверов, резидентных
программ.
ПК
4.2.
Участвовать
в
проектировании,
монтаже,
эксплуатации и диагностике
компьютерных
систем
и
комплексов.
ПК 4.3. Проводить мероприятия
по
защите
информации
в компьютерных системах и
комплексах.

Основные показатели оценки
результата
Соответствие
требований
нормативно-технической
документации.
Правильность
создания
программы на языке ассемблера
для микропроцессорных систем.
Правильное
подключение
периферийных
устройств,
подключение компьютера

Формы и методы
контроля и оценки

Текущий контроль в
форме
-защиты практических
заданий;
- тестовых заданий
- контрольных работ;
-рейтинговая
оценка
знаний студентов по
дисциплине
(ежемесячно);
Квалификационный
Правильное выявление причины экзамен.
неисправности периферийного
оборудования
Знание видов и причин отказов в
работе устройств и программ,
меры их предупреждения и
устранения
Уметь производить отладку и
технические
испытания
компьютерных
систем
и
комплексов,
настраивать
операционные системы

Знание
основных
функциональных
устройств
компьютера,
их
связи
и
назначения, общих сведений о
программном обеспечении
Правильность
проведения
мероприятий
по
защите
информации в компьютерных
системах и комплексах

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие
общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального
и
личностного развития
ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями
ОК
7.
Брать
на
себя
ответственность за работу членов
команды
(подчиненных),
результат выполнения заданий
ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение квалификации
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий в профессиональной
деятельности

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

Демонстрация
интереса
будущей специальности

к Интерпретация
результатов наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
освоения
Выбор и применение методов и процессе
способов
решения образовательной
профессиональных
задач; программы
оценка
эффективности
качества выполнения

Решение
стандартных
и
нестандартных
профессиональных задач в
области
программного
обеспечения
Эффективный
поиск
необходимой
информации;
использование
различных
источников,
включая
электронные
Работа на ПК

Взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями
в
ходе
обучения
Самоанализ
и
коррекция
результатов
собственной
работы
Организация самостоятельных
занятий
при
изучении
профессионального модуля

Анализ инноваций в области
разработки
программного
обеспечения
26
26

ОК 10. Исполнять воинскую Развитие чувства долга перед
обязанность, в том числе с Отечеством
применением
полученных
профессиональных знаний (для
юношей)

27
27

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Обеспеченность,
Наименование
Количество
%
Печатные пособия
Схемы
Графический пользовательский интерфейс
1
Виды информационных процессов
1
Представление информации (дискретизация)
1
Моделирование, формализация, алгоритмизация
1
Основные этапы разработки программ
1
Системы счисления
1
Логические операции
1
Блок-схемы
1
Алгоритмические конструкции
1
Структуры баз данных
1
Структуры веб-ресурсов
1
Аппаратные средства
Компьютер
12
Проектор
1
Принтер
1
Устройства для ручного ввода текстовой
24
информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и
1
звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система –Linux
1/12
Файловый менеджер (в составе операционной
12
системы или др.)
Антивирусная программа
12
Программа-архиватор
12
12
Интегрированное
офисное
приложение,
включающее текстовый редактор растровый и
векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций и электронные таблицы
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав
12
операционных систем или др.)
Почтовый клиент (входит в состав операционных
12
систем или др.)
Браузер (входит в состав операционных систем
12
или др.)
Простой редактор Wеb-страниц
12

100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100

100

100
100
100
100
100

100
100
100
100

28



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.