МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов
.
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №05 от16.04.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №386/3 от 16.04.2025
Директор МАОУ СОШ №140
_______________ А.В.Журавлева
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
по профессии
«Оператор электронно-вычислительных и вычислительных
машин»
(ОКПДТР — 16199)
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 15 – 18 лет
Срок реализации: 2 года
Екатеринбург, 2025
Раздел 1. Общие положения
В условиях информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда
возникает необходимость обеспечения развития информационных компетенций выпускника,
готового к продолжению образования и работе в современных изменяющихся условиях.
Программа профессионального обучения (далее «Программа») «Оператор электронновычислительных и вычислительных машин» (далее – Программа) определяет цели, задачи,
планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при
получении профессиональной подготовки по профессии «Оператор элктронно –
вычислительных и вычислительных машин» (ОКПДТР – 16199).
Цель реализации основной программы профессионального обучения: формирование у
обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для выполнения вида
профессиональной деятельности, приобретение квалификации.
Требования к поступающему для обучения
К освоению основной программы профессионального обучения по программе
профессиональной подготовки по профессии рабочего «Оператор электронно вычислительных и вычислительных машин» допускаются лица с основным общим
образованием.
Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с
учебным планом данной основной программы профессионального обучения.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) ввод и обработка цифровой
информации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.5.
ПК 4.1.
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Наименование результата обучения
Выполнять требования нормативно-технической документации
Участвовать в разработке проектной документации компьютерных
систем и комплексов с использованием современных пакетов прикладных
программ в сфере профессиональной деятельности.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество..
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития..
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
2
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
3
Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам
освоения программы профессионального обучения
2.1.
Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников:
Работа в операционной системе; работа c интегрированным пакетом
прикладных программ, устранение мелких неполадок компьютерного оборудования;
обновление антивирусных баз; установка программ; администрирование локальной сети;
защита информации в компьютерных сетях.
Объектами профессиональной деятельности являются:
комплекты компьютерной техники, принтер, сканер, проектор, плоттер;
программное обеспечение;
комплект учебной документации, методические пособия;
автоматизированное рабочее место преподавателя, автоматизированные
рабочие места обучающихся;
интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;
посадочные места по количеству обучающихся;
локальная компьютерная сеть с выходом в Интернет.
2.2. Виды деятельности
выполнение работ по обслуживанию компьютеров и локальных
компьютерных сетей;
выполнение работ по обработке и передаче информации;
защита информации в компьютерных сетях.
Требования к результатам освоения программы профессиональной подготовки.
2.2.1 Общие компетенции
Выпускник, освоивший программу профессиональной подготовки по профессии
рабочего «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», должен
обладать общими компетенциями, включающимися в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
2.2.2. Профессиональные компетенции
4
Выпускник, освоивший программу профессиональной подготовки по профессии «Оператор
электронно-вычислительных и вычислительных машин» должен обладать
профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности:
ПК 1. Осуществлять подготовку оборудования компьютерной системы к
работе, производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения
ПК 2. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми
документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных, работать в графических
редакторах
ПК 3. Использовать ресурсы локальных вычислительных сетей, ресурсы технологий и
сервисов Интернета
ПК 4. Обеспечивать применение средств защиты информации в компьютерной системе
2.2.3. В результате освоения программы профессиональной подготовки обучающийся
должен:
Иметь практический опыт
выполнения требований техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
организации рабочего места оператора электронно-вычислительных и в ы ч и с л и т е
л ь н ы х машин;
подготовки оборудования компьютерной системы к работе;
инсталляции, настройки и обслуживания программного обеспечения компьютерной
системы;
управления файлами;
применения офисного программного обеспечения в соответствии с прикладной
задачей;
использования ресурсов локальной вычислительной сети;
использования ресурсов, технологий и сервисов Интернет; применения средств
защиты информации в компьютерной системе.
Уметь:
выполнять требования техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
производить подключение блоков персонального компьютера и периферийных
устройств;
производить установку и замену расходных материалов для периферийных устройств
и компьютерной оргтехники;
диагностировать простейшие неисправности персонального компьютера,
периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;
выполнять инсталляцию системного и прикладного программного обеспечения;
создавать и управлять содержимым документов с помощью текстовых процессоров;
создавать и управлять содержимым электронных таблиц с помощью редакторов
таблиц;
создавать и управлять содержимым презентаций с помощью редакторов презентаций;
использовать мультимедиа проектор для демонстрации презентаций;
вводить, редактировать и удалять записи в базе данных;
эффективно пользоваться запросами базы данных;
создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для
обработки растровой и векторной графики;
производить сканирование документов и их распознавание;
-производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других
устройствах;
5
управлять файлами данных на локальных съемных запоминающих устройствах,
а также на дисках локальной компьютерной сети и в интернете;осуществлять навигацию по
Веб-ресурсам Интернета с помощью браузера;
осуществлять поиск, сортировку и анализ информации;
осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью
антивирусных программ;
осуществлять резервное копирование и восстановление данных.
Знать:
требования техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
основные принципы устройства и работы компьютерных систем и периферийных
устройств;
классификацию и назначение компьютерных сетей;
виды носителей информации;
программное обеспечение для работы в компьютерных сетях и с ресурсами Интернета;
основные средства защиты от вредоносного программного обеспечения и
несанкционированного доступа к защищаемым ресурсам компьютерной системы.
-
6
Раздел 3. Содержание и организация образовательного процесса
Учебный план
№
п/п
Наименование разделов, дисциплин и тем
Кол-во час.
10 кл. 11 кл.
1.
Введение в специальность. Основы гигиены труда,
производственной санитарии и профилактики травматизма
2
1
2.
Правовые аспекты информационной деятельности, культура
делового общения.
2
1
3.
Аппаратное обеспечение ЭВМ
4
4.
Арифметические основы ЭВМ
3
5.
Логические основы ЭВМ
4
6.
Базовое программное обеспечение
4
6
7.
Прикладное программное обеспечение
30
17
8.
Мультимедийные возможности компьютера
6
5
9.
Системы программирования
13
10.
Основы защиты компьютерной информации
8
11.
Настольные издательские системы
4
12.
Компьютерные сети. Технология создания сайтов
14
13.
Введение в компьютерную графику
11
16.
Экзамен
1
Итого за год
Учебная практика
37
31
45
23
ИТОГО:
68
68
7
Раздел 4. График учебного процесса
1 год обучения
Календарный учебный график
Обучение по программе осуществляется на основании учебного плана в соответствии с утвержденным расписанием.
Форма обучения
очная, очно-заочная
Количество часов в
неделю
2
Количество часов в день
Количество дней
Объем программы (час.)
2
34
68
2 год обучения
Календарный учебный график
Обучение по программе осуществляется на основании учебного плана в соответствии с утвержденным расписанием.
Форма обучения
очная, очно-заочная
Количество часов в
неделю
2
Количество часов в день
Количество дней
Объем программы (час.)
2
34
68
Раздел 5. Требования к условиям реализации основной программы профессионального
обучения
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
программу профессионального обучения.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающиеся, должны соответствовать
присваиваемой
квалификации,
определять
содержание
образовательной
программы,
разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
Практика является обязательным разделом программы профессионального обучения. Она
представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление,
развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
5.1.Требованиякквалификациипреподавателей,мастеровпроизводственногообучения,
представителей предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию образовательного
процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
5.2. Требования к информационным и учебно-методическим условиям
реализация основной профессиональной образовательной программы обеспечивается доступом
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
дисциплин. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети
Интернет.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда.
Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена
информацией
с
отечественными
организациями,
в
том
числе
образовательными
организациямиидоступксовременнымпрофессиональнымбазамданныхиинформационным ресурсам
сети Интернет.
Материально-техническое
обеспечение
реализации
основной
программы
профессионального обучения
Образовательное учреждение, реализующее основную программу профессионального
обучения, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторных работ и практических занятий, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным
нормам.
Перечень кабинетов
Кабинетинформатики-1
Кабинет информатики оснащен современными средствами материально-технического оснащения компьютерным оборудованием (компьютеры, ноутбуки) и программным обеспечением, организован
доступ учащихся к сети Интернет.
Информационное обеспечение реализации программы
Интернет-ресурсы
1.
https://urok.apkpro.ru-Библиотекацифровогообразовательногоконтента
2.
www.megabook.ru(МегаэнциклопедияКириллаиМефодия,разделы«Наука/Математ
ика.Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
3.
ФГИС«Мояшкола»https://myschool.edu.ru
4.
https://znanium.com-Электронно-библиотечнаясистема
5.
http://freeschool.altlinux.ru/-ПорталСвободногопрограммногоОбеспечения
1
Раздел 6. Оценка результатов освоения основной программы профессионального обучения
Реализация основной программы профессионального обучения сопровождается проведением
текущего контроля, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся.
Конкретныеформыипроцедурытекущегоконтроляуспеваемости,промежуточнойаттестации по каждой
дисциплине разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного
экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе
профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное
обучение, квалификационных классов по соответствующей профессии.
Квалификационныйэкзаменнезависимоотвидапрофессиональногообучениявключаетвсебя
практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах
квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональных стандартов по соответствующей профессии.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их
объединений.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о профессии
рабочего.
2
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов
.
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ№140 с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №05 от16.04.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №386/3 от 16.04.2025
Директор МАОУ СОШ №140
А.В.Журавлева
Рабочая программа
профессионального обучения по профессии
«Оператор электронно- вычислительных и вычислительных
машин» (код 16199)
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 15 – 18 лет
Срок реализации: 2 года
Екатеринбург, 2025 г
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профессии «Оператор электронно-вычислительных и
вычислительных машин» по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) — 16199 программой профессиональной подготовки.
В основу обучения положен принцип сочетания теории и практики. Ориентация на
практику реализуется через использование активных и инновационных методов обучения.
Программа направлена на формирование профессиональных компетенций, необходимых для
выполнения нового вида профессиональной деятельности либо приобретения новой
квалификации.
Основная цель обучения школьников состоит в том, чтобы:
•
Обучить учащихся работе на профессиональных ПЭВМ, работе с различными
операционными системами (MS DOS, Windows, Linux), с различным системным обеспечением,
с различными типами архиваторов и антивирусными программами;
•
Ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с
различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках, средств
мультимедиа, различными видами принтеров);
•
Обучить рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать программы на
процедурном и объектно-ориентированном языке программирования Паскаль;
•
Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных
прикладных программ, таких, как текстовый редактор, электронные таблицы, система
управления базами данных, графические редакторы, программы для подготовки компьютерных
презентаций;
•
Приобщить обучаемых к современным новым информационным технологиям;
•
Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;
•
Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
•
Научить создавать собственные Web-страницы при использовании HTML и
Macromedia технологий.
Задачи программы:
ознакомить обучающихся арифметическим и логическим основам ЭВМ, их видами,
архитектурой, типами архитектур;
обучить учащихся работе на профессиональных ПЭВМ, работе с различными
операционными системами), с различным системным обеспечением;
ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с
различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках,
средств мультимедиа, различными видами принтеров);
обучить школьника рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать программы
на процедурном языке программирования Паскаль;
формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных
программ;
приобщить обучающихся к современным новым информационным технологиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Обучение по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных
машин» по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов (ОКПДТР) — 1619 дает учащемуся компьютерную грамотность, культуру
понимания возможностей ПЭВМ и границ их возможностей. Во время обучения у учащихся
вырабатывается точность мышления и аккуратность в работе.
Закрепление полученных знаний осуществляется в процессе выполнения лабораторнопрактических работ, содержание которых разрабатывается преподавателем. На учебных и
4
практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности
труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Каждое практическое занятие обязательно сопровождается вводным инструктажем по
безопасности труда.
Рабочей программой предусмотрено производственное (практическое) обучение, в
течение которого обучающиеся овладевают приемами работы с клавиатурой и выполняют
работы с использованием стандартных компьютерных программ под руководством
преподавателя и самостоятельно.
Обучение по программе заканчивается консультациями, подведением итогов и экзаменом.
Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальные; групповые;
индивидуально-групповые; фронтальные.
5
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Оператор ЭВ и ВМ должен знать:
• требования охраны труда и пожарной безопасности, основы охраны труда;
• структуру системного блока, основные устройства ПЭВМ, правила их эксплуатации,
виды и причины отказов в работе устройств;
• понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;
• основные отличия MS DOC от ОС Linux, терминологию, основные возможности Linux;
• стандартные и специальные программы Linux основные приемы форматирование
документа основные методы размещения текста, применения многоколоночного текста, таблиц
и стилей;
• основы программирования, этапы решения задач на ПЭВМ, методы моделирования
процессов, алгоритмы обработки данных;
• основные положения и функции операционных систем;
• рабочие инструкции по обработке информации, носители данных;
• назначение и возможности работы в телекоммуникационных сетях и ЛВС, правила
работы с прикладным программным обеспечением;
• методы разработки Web-страниц с использованием HTML.
Оператор ЭВ и ВМ должен уметь:
• соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, применять рациональные
приемы и способы организации труда на рабочем месте программиста-лаборанта, бережно
обращаться с оборудованием;
• подключать компьютер, практически работать в ОС;
• работать с различными типами прикладных программ, (текстовые и табличные
процессоры, СУБД, графические редакторы);
• грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе, работать с
таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;
• выполнять обработку документов на ПЭВМ различного типа с печатанием исходных
данных и результатов работы;
• программно реализовать и отлаживать текст программы на языке программирования,
выполнять ввод информации с различных носителей;
• работать в телекоммуникационных сетях и ЛВС, передавать данные по различным
каналам связи;
• применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте
программиста-лаборанта.
6
1)
2)
3)
4)
5)
1)
2)
3)
4)
5)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании
данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение
строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях
развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных
функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования
интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм
информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности,
способов и средств обеспечения надѐжного функционирования средств ИКТ;
7
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете;
9) владение основными способами создания web-страниц;
10) освоение технологией обработки и представления мультимедийной информации;
11) сформированность представлений о способах хранения графической информации;
12) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками
формализации прикладной задачи и документирования программ.
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
п/п
Раздел
Кол-во час.
10 кл. 11 кл.
1.
Введение в специальность. Основы гигиены труда,
производственной санитарии и профилактики травматизма
2
1
2.
Правовые аспекты информационной деятельности, культура
делового общения.
2
1
3.
Аппаратное обеспечение ЭВМ
4
4.
Арифметические основы ЭВМ
3
5.
Логические основы ЭВМ
4
6.
Базовое программное обеспечение
4
6
7.
Прикладное программное обеспечение
30
17
8.
Мультимедийные возможности компьютера
6
5
9.
Системы программирования
13
10.
Основы защиты компьютерной информации
8
11.
Настольные издательские системы
4
12.
Компьютерные сети. Технология создания сайтов
14
13.
Введение в компьютерную графику
11
16.
Экзамен
1
Итого за год
Учебная практика
37
31
45
23
ВСЕГО
68
68
9
1. Введение в специальность. Основы гигиены труда, производственной санитарии и
профилактики травматизма
Назначение и общественные аспекты применения персональных ЭВМ. Конкретные
примеры.
Ознакомление с профессиональной характеристикой оператора ЭВМ и возможностями
профессионального роста в системе
непрерывного образования.
Рыночная экономика и роль профессиональной компетентности в условиях постоянно
изменяющейся конъюнктуры рынка труда.
Структура курса по специальности «Оператор ЭВМ».
Основные понятия о гигиене труда. Физиолого-гигиенические основы трудового
процесса на рабочих местах. Понятие об утомляемости. Значение рационального режима труда
и отдыха. Режим рабочего дня учащихся.
Влияние электромагнитного излучения дисплеев ЭВМ.
Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры пожарной
профилактики. Меры и средства пожаротушения.
Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от поражения
электрическим током.
Первая помощь при несчастных случаях (ушибах, порезах, ожогах, отравлениях,
поражениях электрическим током) (2).Периодические и предварительные медицинские
осмотры и их значение. Первые признаки профессиональных заболеваний. Предупреждение
развития заболевания.
2. Правовые аспекты информационной деятельности, культура делового общения
Понятие о лицензионном и нелицензионном программном обеспечении. Использование
нелицензионных (контрафактных) программ.
Отечественное законодательство в борьбе с компьютерными преступлениями.
Виды компьютерных преступлений. Технические, организационные и правовые меры
противодействия компьютерным преступлениям. Уголовный кодекс (УК) РФ в области
информационных технологий. Государственная политика в сфере информатизации. Составы
компьютерных преступлений.
3. Аппаратное обеспечение ЭВМ
Основы ЭВМ. История развития вычислительной техники (ВТ)
Вычислительная техника. (ВТ): история появления и развития ВТ, основные направления
развития ВТ, вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие ВТ.
Электронно-вычислительные машины (ЭВМ): назначение и общественные аспекты применения
ЭВМ. Основные сведения об ЭВМ. Значение и место ЭВМ в автоматизированных системах
управления (АСУ). Классификация ЭВМ. Перспективы развития средств ВТ и технологии
обработки информации.
Архитектура ЭВМ: определение, основные сведения. Типы архитектур.
Структура ЭВМ: понятие, схемы, взаимодействие основных устройств.
Системная плата: функции, технические характеристики, исполнение, типовые
элементы и узлы, взаимосвязь.
Микропроцессоры и сопроцессоры: основные характеристики, назначение.
Микропроцессор и память: способы обмена информацией. Контроллеры, шины и порты:
назначение, основные сведения.
Память ЭВМ: типы, структура и организация. Принципы хранения информации.
Внутренняя память: функции, структурная схема, особенности построения. Устройства
внутренней памяти: виды, свойства, основные параметры и характеристики, взаимосвязь.
Накопители информации: типы, параметры, материалы накопителей, правила
использования. Устройства внешней памяти (приводы накопителей на магнитных, оптических и
10
магнитооптических дисках): типы, параметры, принципы действия. Дисководы и диски:
взаимодействие. Стриммеры. Флеш-память. ZIP.
Устройства ввода (клавиатура, мышь, трекбол, джойстик): разновидности, типы,
функции, устройство, принципы работы, способы управления, правила эксплуатации.
Клавиатура: основные методы и приемы работы. Клавиши на клавиатуре: функции, группы,
варианты клавиатурных комбинаций. Программы-тренажеры для отработки приемов работы на
клавиатуре со скоростью 160-180 ударов в минуту: виды, применение .
Типы сканеров.
Устройства вывода (мониторы, принтеры, диски: виды, классы, назначение,
устройство, принцип действия, правила использования в работе, эксплуатация.
4. Арифметические основы ЭВМ
Позиционные и непозиционные системы счисления.
Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная системы счисления.
Способы перевода чисел из одной системы в другую. Правила выполнения арифметических
операций в различных системах счисления.
5. Логические основы ЭВМ
Представление информации физическими величинами. Способы передачи.
Понятие о логической функции. Логические функции: конъюнкция ("И"), дизъюнкция
("ИЛИ"), отрицание ("НЕ"). Представление произвольной логической функции через
элементарные функции "И", "ИЛИ", "НЕ". Таблицы истинности.
Основные соотношения алгебры логики. Упрощение логических функций.
Логические функции и логические схемы.
6. Базовое программное обеспечение
Классификация программного обеспечения и их краткая характеристика: системное,
системы программирования, прикладное.
Системное программное обеспечение
Операционная система ОС Windows/ Linux: Требования к аппаратуре.
Характеристики ОС. Интерфейс, объекты ОС. Навигация по файловой системе. Виды меню и
окон. Структура типового окна приложения. Запуск приложений и работа с документами.
Установка и удаление приложений. Назначение и приемы работы со стандартными
приложениями ОС. Поиск файлов и папок.
7. Прикладное программное обеспечение
Создание и редактирование текстовых документов
Текстовый процессор. Основные возможности Microsoft Word/Writer , запуск и назначение
элементов окна. Элементы окна файла, свертывание, развертывание, изменение размеров,
закрытие окна файла. Меню команды Окно. Меню команды Вид. Панели инструментов и их
настройка. Контекстное меню в области панелей инструментов. Справочная система.
Базовый набор операций ввода и корректировки текста. Работа с файлами. Работа с
блоками. Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы. Операции с фрагментами
текста. Форматирование текста. Контекстное меню в области текста. Поиск текста. Меню
команды Вставка. Проверка правописания. Параметры страницы. Предварительный просмотр
перед печатью. Режимы графики и построения таблиц. Надпись и кадр. Работа с рисунком.
Режим Структуры документа. Применение стиля документа. Шаблон документа. Слияние
документов. Оглавление и указатели документа. Проверка орфографии документа. Внедрение и
связывание объектов.
Работа с электронными таблицами
Табличные процессоры. Назначение, возможности и применение электронных таблиц,
принципы их построения и организация работы с ними. Характеристики и особенности
11
табличного процессора MS Excel/Calc , запуск программы. Окно табличного редактора и его
элементы
Понятия рабочая книга, рабочий лист, активная ячейка. Создание, загрузка и сохранение
рабочих книг. Адресация ячеек и ввод данных в таблицу. Типы данных. Общие правила
подготовки таблиц (ввод формул, функций, копирование, относительные и абсолютные адреса).
Перемещение по таблице, фрагменты в таблице, очистка, вставка и удаление ячеек, копирование
фрагментов. Отмена и повторение команд. Работа с формулами и основными функциями.
Мастер диаграмм.
Работа с базами данных:
Сущность базы данных и системы управления базами данных. Данные. Предметная
область, объекты предметной области, реквизиты, значения и имена реквизитов, связи. Типы
данных: символьные, числовые, даты, логические, MEMO, OLE. Модели баз данных:
иерархическая, сетевая и реляционная.
Система управления базами данных MS Access/ Base -общие сведения и принципиальная
схема работы. Объекты БД.: таблицы, формы, запросы, отчеты и режимы работы с объектами
(оперативный режим и режим конструктора). Создание и открытие БД. Описание структуры БД:
имя таблицы, ключевое поле, имя поля, тип поля, размер поля, маска ввода, обязательные поля,
индексированные поля. Создание и работа с объектами базы данных: таблицей, формой,
запросом, отчетом. Создание связей между таблицами.
Изменение внешнего вида таблицы. Ввод данных. Формы для ввода и просмотра данных.
Печать таблицы. Экспорт данных в другие программы и базы данных. Применение
фильтра для поиска данных. Сортировка и упорядочение записей в таблице. Поиск данных в
таблице. Использование запросов для извлечения информации. Создание запроса на выборку.
Другие типы запросов.
Создание электронных презентаций
Приложение PowerPoint/Impress. Создание презентации. Режимы просмотра и работы со
слайдами. Вставка, удаление, перемещение и копирование слайдов. Ввод и форматирование
текста. Выбор внешнего вида презентации. Создание эффекта анимации. Включение в слайды
диаграмм, графиков, таблиц и столбцов текста. Использование звука и видеоклипов.
Репетиция презентации. Проведение презентации. Печать презентации.
8. Мультимедийные возможности компьютера
Мультимедиа: понятия, определения.
Аппаратные средства мультимедиа (звуковые карты, видеокарты, микрофоны,
акустические системы: виды, способы подключения, функции. Адаптеры и конверторы,
аппаратные методы компрессии, графические ускорители, графические процессоры: назначение,
использование, функциональные возможности.
Стандартные средства мультимедиа.
Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение. Звуковые и
видеофайлы: форматы, правила работы с ними.
9. Системы программирования
Языки программирования. Алгоритм. Виды алгоритмов, свойства, способы записи.
Этапы решения задач на ЭВМ. Первичные конструкции языка. Структура программы.
Разработка линейного вычислительного процесса. Операторы присвоения, ввода-вывода данных.
Составной оператор. Разработка ветвящегося вычислительного процесса. Условный оператор
Составной условный оператор. Оператор множественного выбора. Оператор безусловного
перехода. Разработка циклического вычислительного процесса. Цикл с
предусловием. Циклы с постусловием. Вложенные операторы цикла. Составление блок-схем.
Массивы. Линейный одномерный массив. Действия с массивами. Действия с линейными
массивами. Удаление и добавление элементов в массив. Нахождение элементов, следующих за
мин. или макс. элементом. Упорядоченные массивы. Сортировка массива. Сортировка массива
12
методом «пузырька». Сортировка массива методом «выбора». Поиск элементов в массиве.
Метод бинарного поиска. Двумерные массивы. Матрицы. Действия с двумерными массивами.
Действия с двумерными массивами. Удаление и добавление элементов в массив. Основные
принципы структурного программирования. Процедуры и функции.
10. Основы защиты компьютерной информации
Основы информационной безопасности
Концепция национальной безопасности. Концепция государственной информационной
политики. Доктрина информационной безопасности. Правовое регулирование отношений в
сфере информатизации общества и деятельности органов внутренних дел. Основные принципы
многорубежной защиты информационных ресурсов.
Методы и средства защиты компьютерной информации
Понятие компьютерного преступления. Понятие несанкционированного доступа.
Уязвимые места компьютерных систем. Методы защиты информации. Компьютерные вирусы:
понятие, многообразие, среда обитания, категории. Вирусные программы : пути и механизмы
распространения, действия, формы проявлений. Профилактические меры .
Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы настройки,
порядок работы в них.. Мероприятия для улучшения защищенности вычислительных систем
(организационные, технические, программные). Аппаратные средства резервного копирования.
Понятие компьютерного преступления. Компьютер как средство и объект преступления.
Уголовное законодательство и компьютерная преступность. (Ст. 272-274 УК РФ).
Архивация данных
Архивы и архивирование: назначение, термины, определения. Программы-архиваторы:
разновидности, свойства, основные режимы работы, диалоговые окна, команды.
Архивации и разархивации файлов: основные правила, этапы, последовательность. Виды
архивов. Защита архивов.
11. Настольные издательские системы
Этапы подготовки материала к публикации. Программы для вѐрстки текста: Microsoft
Publisher, Adobe PageMaker/ Scribus.: элементы управления, приемы работы с текстом, вставка
графических изображений, взаимодействие текста и графики, приемы автоматизации, приемы
работы с цветом, предварительный просмотр и печать документа.
12. Компьютерные сети. Технология создания сайтов
Вычислительные сети: понятие, разновидности, назначение, масштаб, перспективы,
использование.
Локальные компьютерные сети
Понятия, характеристики, возможности, модели, схемы. Основные элементы локальной
сети: виды, способы соединения друг с другом (топология). Сети с централизованным
управлением: модели. Основные методы доступа. Системы передачи данных: основные
сведения. Аппаратные средства локальных сетей: состав, конфигурация, функции.
Сетевое программное обеспечение: термины, определения, состав, структура. Сетевые
операционные системы: разновидности, функции. Сетевые приложения: виды, применение.
Ответственность пользователей за функционирование сети.
Работа в локальных компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность.
Глобальная компьютерная сеть Интернет (Internet): термины, определения, масштаб,
возможности, предоставляемые услуги, структура, информационные ресурсы, условия
подключения. World Wide Web (WWW): основные сведения о системе. Web-браузер: виды,
функции. WAP-браузеры. Принципы адресации в Интернете. Аппаратное обеспечение: основные
требования. Компоненты сетевого оборудования: разновидности, назначение, конфигурация.
Программное обеспечение Интернет: термины, определения, состав, структура, функции,
13
требования и приемы использования.
Работа в Интернете: основные этапы, последовательность, правила, приемы, особенности.
WEB-сайты, страницы: общие сведения, правила работы, использование.
Электронная почта: понятия, основные функции. Программы Outlook Express/ ClawsMail, Mozilla Thunderbird.: назначение, принципы работы программы, основные элементы окна,
особенности настройки интерфейса и основных параметров. Почтовые сообщения: правила
работы. Способы применения адресной книги. Выполнение основных операций с текстовыми
файлами. Обработка электронной почты
Телеконференции, чаты, «мгновенные сообщения». Безопасность в Internet.
Технология создания сайтов
Особенности национального WEB-дизайна. Виды WEB-страничек. Инструменты WEBдизайнера. Редактор WEB-узлов. Создание WEB-узла: мастер WEB-узла, список задач, просмотр
папок узла, навигация, проверка гиперссылок, отчѐты, цветовая схема узла, общие поля
страницы. Оформление WEB-узла. Редактор WEB-страниц: форматирование текста, внедрение
таблиц и списков, гиперссылки и закладки, рисунки, просмотр HTML-кода, проверка страницы в
браузере. Усовершенствование WEB-страниц.
Публикация готовых WWW-страничек в Интернете. Регистрация на поисковых серверах.
«Раскрутка сайта».
Основы безопасности при работе в Интернет. Вирусы. Программы для обеспечения
безопасности в Интернет.
13. Введение в компьютерную графику
Компьютерная графика: назначение, применение, основные средства, перспективы.
Графические программы разновидности, назначение, свойства, область применения.
Графические пакеты виды, преимущества, недостатки. Графические форматы: типы.
Экспортирование и импортирование графических файлов: основные правила. Получение
информации о файле.
Программы по созданию точечного рисунка: виды, принципы работы, применение.
Элементы экранного интерфейса виды, назначение, приемы использования. Команды меню.
Панель инструментов: основные средства.
Программы по созданию растровой графики: виды, характеристика, недостатки,
преимущества, применение и принципы работы, основные элементы экранного интерфейса,
опции меню программы, панели инструментов и палитр.
Изображения: виды комбинаций, способы цветового оформления, форматирования,
трансформации. Использования графических объектов, выполненных в других графических
форматах и наоборот: правила, приемы.
Инструментальная палитра. Функции палитр Динамический диапазон. Гамма- коррекция.
Местная коррекция и ретушь изображения
Фильтры. Монтаж изображений (составление композиций). Создание точечного рисунка.
Программы по созданию векторной графики: виды, сущность, недостатки, преимущества,
применение, принципы работы, основные элементы экранного интерфейса, опции меню
программы и панели инструментов, основные действия.
Векторные редакторы. Создание простейших объектов. Редактирование контуров.
Обработка замкнутых контуров. Заливка контуров. Создание сложных контуров. Средства
работы с текстом. Режимы работы с текстом. Способы использования цвета.
Программы трехмерного моделирования: назначение, область использования,
особенности работы. Основные команды и функции. Работа с простыми объектами: приемы,
средства. Способы изменения свойств и характеристик объектов.
14. Экзамен
Аттестация обучающихся в соответствии с профессиональными требованиями и
квалификационной характеристикой «Оператор ЭВМ».
14
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
ауд.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Введение в специальность.
Введение в специальность.
Основы гигиены труда, производственной санитарии и профилактики
травматизма.
Правовые аспекты информационной деятельности
Плановые сроки
прохождения
пр.
1
1
Правовые аспекты информационной деятельности
Культура делового общения.
Аппаратное обеспечение ЭВМ
Основы ЭВМ. История развития вычислительной техники (ВТ)
Архитектура и структура ЭВМ
Микропроцессоры, память ЭВМ
Накопители информации, устройства ввода/вывода
Арифметические основы ЭВМ
Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная,
восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная системы счисления.
1
1
Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная
системы счисления. Способы перевода чисел из одной системы в другую.
Правила выполнения арифметических операций в различных
системах счисления.
Логические основы ЭВМ
1
Понятие о логической функции.
Логические функции: конъюнкция ("И"), дизъюнкция ("ИЛИ"),
отрицание ("НЕ"). Таблицы истинности.
Основные соотношения алгебры логики. Упрощение логических
функций.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Упрощение логических функций. Логические функции и логические схемы.
Базовое программное обеспечение
Классификация
программного
обеспечения
и их краткая
характеристика: системное, системы программирования, прикладное.
Операционная система ОС Linux. Файл и файловая система.
Запуск приложений и работа с документами. Установка и удаление
приложений.
Назначение и приемы работы со стандартными приложениями ОС. Поиск
файлов и папок.
Прикладное программное обеспечение
Текстовый процессор. Основные возможности Writer. Базовый набор операций
ввода и корректировки текста.
Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы.
Операции с фрагментами текста.
Форматирование текста. Контекстное меню в области текста. Поиск текста.
Меню команды Вставка. Проверка правописания. Параметры
страницы. Предварительный просмотр перед печатью.
Построения таблиц. Надпись и кадр. Работа с рисунком.
Режим Структуры документа. Применение стиля документа.
Шаблон документа. Слияние документов. Оглавление и указатели документа.
Проверка орфографии документа. Внедрение и связывание объектов.
Табличные процессоры. Назначение, возможности и применение
электронных таблиц, принципы их построения и организация работы
с ними.
Характеристики и особенности табличного процессора Calc , запуск
программы. Окно табличного редактора и его элементы
Понятия рабочая книга, рабочий лист, активная ячейка. Создание, загрузка и
сохранение рабочих книг.
Адресация ячеек и ввод данных в таблицу. Типы данных. Общие
правила подготовки таблиц (ввод формул, функций, копирование,
относительные и абсолютные адреса).
Общие правила подготовки таблиц (ввод формул, функций,
копирование, относительные и абсолютные адреса).
Перемещение по таблице, фрагменты в таблице, очистка, вставка и удаление
ячеек, копирование фрагментов. Отмена
и повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
команд.
Мастер диаграмм.
Сущность базы данных и системы управления базами данных. Данные.
Предметная область, объекты предметной области,
реквизиты, значения и имена реквизитов, связи.
Типы данных: символьные, числовые, даты, логические, MEMO, OLE.
Модели баз данных: иерархическая, сетевая и реляционная.
Система управления базами данных MS Access/ Base -общие сведения и
принципиальная схема работы. Объекты БД.: таблицы, формы, запросы,
отчеты и режимы работы с объектами (оперативный
режим и режим конструктора). Создание и открытие БД.
Описание структуры БД: имя таблицы, ключевое поле, имя поля, тип
поля, размер поля, маска ввода, обязательные поля, индексированные поля.
Создание и работа с объектами базы данных: таблицей, формой,
запросом, отчетом.
Создание связей между таблицами. Изменение внешнего вида
таблицы. Ввод данных.
Формы для ввода и просмотра данных. Печать таблицы.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной
БД
Экспорт данных в другие программы и базы данных. Применение
фильтра для поиска данных.
Сортировка и упорядочение записей в таблице. Поиск данных в
таблице.
Использование запросов для извлечения информации. Создание
запроса на выборку.
Приложение Impress. Создание презентации. Режимы просмотра и
работы
со
слайдами. Вставка, удаление, перемещение
и
копирование слайдов.
Ввод
и
форматирование
текста. Выбор
внешнего
вида
презентации.
Создание эффекта анимации. Включение в слайды диаграмм,
графиков, таблиц и столбцов текста.
Использование звука и видеоклипов. Репетиция презентации.
Проведение презентации. Печать презентации.
Контрольное тестирование по разделу
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Мультимедийные возможности компьютера
Мультимедиа:
понятия,
определения.
Аппаратные
средства
мультимедиа (звуковые карты, видеокарты, микрофоны, акустические
системы: виды, способы подключения, функции.
Адаптеры
и конверторы, аппаратные методы компрессии,
графические ускорители, графические процессоры: назначение,
использование, функциональные возможности.
Стандартные средства мультимедиа.
Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение.
Звуковые и видеофайлы: форматы, правила работы с ними.
Работа в мультимедиа-программах
Системы программирования
Алгоритм. Виды алгоритмов, свойства, способы записи. Этапы
решения задач на ЭВМ.
Составление блок-схем.
Языки программирования. Понятие о данных.
Величины и их типы. Способы записи алгоритмов.
Первичные конструкции языка. Структура программы.
Разработка линейного вычислительного процесса.
Операторы присвоения, ввода-вывода данных. Составной оператор.
Разработка ветвящегося вычислительного процесса.
Оператор множественного выбора. Оператор безусловного перехода.
Массивы. Линейный одномерный массив. Действия с массивами. Действия с
линейными массивами.
Упорядоченные массивы. Сортировка массива. Сортировка массива
методом «пузырька».
Сортировка массива методом «выбора». Поиск элементов в массиве.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
ауд.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Основы гигиены труда, производственной санитарии и профилактики
травматизма.
Правовые аспекты информационной деятельности
Базовое программное обеспечение
Классификация
программного
обеспечения
и их краткая
характеристика: системное, системы программирования, прикладное.
Операционная система ОС Linux\Windows. Файл и файловая система.
Запуск приложений и работа с документами. Установка и удаление
приложений.
Назначение и приемы работы со стандартными приложениями ОС.
Приемы работы со стандартными приложениями ОС.
Поиск файлов и папок.
Прикладное программное обеспечение
Текстовый процессор Writer\Word.
Ввод и корректировка текста.
Работа с файлами. Работа с блоками.
Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы.
Операции с фрагментами текста.
Форматирование текста.
Вставка объектов. Надпись и кадр. Работа с рисунком. Параметры
страницы. Построения таблиц.
Режим Структуры документа. Слияние документов. Оглавление и
указатели документа. Внедрение и связывание объектов.
Табличные процессоры работа с ними.
Создание, загрузка и сохранение рабочих книг.
Плановые сроки
прохождения
Примечание
пр.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Адресация ячеек. Типы данных. Общие правила подготовки таблиц..
Работа с формулами и основными функциями. Мастер диаграмм.
Системы управления базами данных. Иерархическая, сетевая и
реляционная базы данных.
Создание БД. Создание и работа с объектами базы данных: таблицей,
формой, запросом, отчетом.
Создание связей между таблицами. Формы и запросы БД
Приложение Impress. Создание презентации.
Создание эффекта анимации. Включение в слайды диаграмм,
графиков, таблиц и столбцов текста.
Использование звука и видеоклипов. Репетиция презентации.
Проведение презентации. Печать презентации.
Мультимедийные возможности компьютера
Мультимедиа.. Аппаратные средства мультимедиа
Адаптеры
и конверторы, аппаратные методы компрессии,
графические ускорители, графические процессоры: назначение,
использование, функциональные возможности.
Стандартные
средства мультимедиа. Звуковые и видеофайлы:
форматы, правила работы с ними.
Работа в мультимедиа-программах
Работа в мультимедиа-программах
Основы защиты компьютерной информации
Концепция национальной безопасности. Концепция государственной
информационной
политики.
Доктрина
информационной
безопасности. Правовое регулирование отношений в сфере
информатизации общества и деятельности органов внутренних дел.
Основные принципы многорубежной защиты информационных
ресурсов.
Понятие
компьютерного
преступления.
Понятие
несанкционированного доступа. Уязвимые места компьютерных
систем.
Методы защиты информации. Компьютерные вирусы: понятие,
многообразие, среда обитания, категории.
Вирусные программы : пути и механизмы распространения, действия,
формы проявлений. Профилактические меры .
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Антивирусные программы: разновидности, принципы действия,
способы настройки, порядок работы в них.. Мероприятия для
улучшения
защищенности
вычислительных
систем
(организационные, технические, программные).
Аппаратные
средства
резервного
копирования.
Понятие
компьютерного преступления. Компьютер как средство и объект
преступления. Уголовное законодательство и компьютерная
преступность. (Ст. 272-274 УК РФ).
Архивы и архивирование: назначение, термины, определения.
Программы-архиваторы: разновидности, свойства, основные режимы
работы, диалоговые окна, команды.
Архивации и разархивации файлов: основные правила, этапы,
последовательность. Виды архивов. Защита архивов.
Настольные издательские системы
Этапы подготовки материала к публикации. Программы для вѐрстки
текста: Microsoft Publisher, Adobe PageMaker/ Scribus.
Элементы управления, приемы работы с текстом
Вставка графических изображений, взаимодействие текста и
графики
Приемы автоматизации, приемы работы с цветом
Создание публикации. Предварительный просмотр и печать
документа.
Компьютерные сети. Технология создания сайтов
Вычислительные сети. Локальные компьютерные сети. Аппаратные
средства локальных сетей: состав, конфигурация, функции.
Сетевое
программное
обеспечение.
Работа
в
локальных
компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. World Wide Web.
Принципы адресации в Интернете.
Аппаратное и программное
обеспечение.
Электронная почта: понятия, основные функции. Телеконференции,
чаты, «мгновенные сообщения». Безопасность в Internet.
Структура веб-страницы.
Атрибуты тегов. Работа с текстом.
Форматирование абзацев на Web-странице.
Структура веб-страницы.
Атрибуты тегов. Работа с текстом.
Форматирование абзацев на Web-странице.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Изображения в HTML-документе
Способы организации гипертекстовых документов. Разработка
сценария гипертекстового документа, состоящего из нескольких
файлов. Текстовые ссылки. Изображения - ссылки
Способы организации гипертекстовых документов. Разработка
сценария гипертекстового документа, состоящего из нескольких
файлов. Текстовые ссылки. Изображения - ссылки
Виды сайтов, их назначение. Способы организации информации.
Скорость загрузки страниц и определяющие факторы. Критерии
оценки сайтов.
Списки. Таблицы
Настройка характеристик веб-страниц (фон, текст, изображения,
гиперссылки. Использование слоев.
Публикация готовых WWW-страничек в Интернете.
Введение в компьютерную графику
Компьютерная графика: назначение, применение, основные средства,
перспективы.
Графические программы разновидности, назначение, свойства,
область применения. Графические пакеты виды, преимущества,
недостатки. Графические форматы: типы
Экспортирование и импортирование графических файлов: основные
правила. Получение информации о файле.
Программы по созданию точечного рисунка. Элементы экранного
интерфейса. Команды меню. Панель инструментов: основные
средства.
Использования графических объектов, выполненных в других
графических форматах и наоборот: правила, приемы.
Фильтры. Монтаж
изображений
(составление
композиций).
Создание точечного рисунка.
Программы по созданию векторной графики. Векторные редакторы.
Создание простейших объектов.
Редактирование контуров. Обработка замкнутых контуров. Заливка
контуров. Создание сложных контуров.
Средства работы с текстом. Режимы работы с текстом. Способы
использования цвета.
Программы трехмерного моделирования: назначение, область
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
67.
68.
использования, особенности работы. Основные команды и функции.
Работа с простыми объектами: приемы, средства. Способы изменения
свойств и характеристик объектов.
Экзамен
1
2
23
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
ПК 1.5. Выполнять требования
нормативно-технической
документации.
ПК 2.1. Создавать программы на
языке ассемблера
для микропроцессорных систем.
ПК 2.3. Осуществлять установку
и конфигурирование
персональных компьютеров и
подключение периферийных
устройств.
ПК 2.4. Выявлять причины
неисправности периферийного
оборудования.
ПК 3.1. Проводить контроль,
диагностику и восстановление
работоспособности
компьютерных
систем
и
комплексов.
ПК 3.3. Принимать участие в
отладке
и
технических
испытаниях
компьютерных
систем
и
комплексов;
инсталляции, конфигурировании
и
настройке
операционной
системы, драйверов, резидентных
программ.
ПК
4.2.
Участвовать
в
проектировании,
монтаже,
эксплуатации и диагностике
компьютерных
систем
и
комплексов.
ПК 4.3. Проводить мероприятия
по
защите
информации
в компьютерных системах и
комплексах.
Основные показатели оценки
результата
Соответствие
требований
нормативно-технической
документации.
Правильность
создания
программы на языке ассемблера
для микропроцессорных систем.
Правильное
подключение
периферийных
устройств,
подключение компьютера
Формы и методы
контроля и оценки
Текущий контроль в
форме
-защиты практических
заданий;
- тестовых заданий
- контрольных работ;
-рейтинговая
оценка
знаний студентов по
дисциплине
(ежемесячно);
Квалификационный
Правильное выявление причины экзамен.
неисправности периферийного
оборудования
Знание видов и причин отказов в
работе устройств и программ,
меры их предупреждения и
устранения
Уметь производить отладку и
технические
испытания
компьютерных
систем
и
комплексов,
настраивать
операционные системы
Знание
основных
функциональных
устройств
компьютера,
их
связи
и
назначения, общих сведений о
программном обеспечении
Правильность
проведения
мероприятий
по
защите
информации в компьютерных
системах и комплексах
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие
общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального
и
личностного развития
ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями
ОК
7.
Брать
на
себя
ответственность за работу членов
команды
(подчиненных),
результат выполнения заданий
ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение квалификации
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий в профессиональной
деятельности
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
Демонстрация
интереса
будущей специальности
к Интерпретация
результатов наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
освоения
Выбор и применение методов и процессе
способов
решения образовательной
профессиональных
задач; программы
оценка
эффективности
качества выполнения
Решение
стандартных
и
нестандартных
профессиональных задач в
области
программного
обеспечения
Эффективный
поиск
необходимой
информации;
использование
различных
источников,
включая
электронные
Работа на ПК
Взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями
в
ходе
обучения
Самоанализ
и
коррекция
результатов
собственной
работы
Организация самостоятельных
занятий
при
изучении
профессионального модуля
Анализ инноваций в области
разработки
программного
обеспечения
26
26
ОК 10. Исполнять воинскую Развитие чувства долга перед
обязанность, в том числе с Отечеством
применением
полученных
профессиональных знаний (для
юношей)
27
27
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Обеспеченность,
Наименование
Количество
%
Печатные пособия
Схемы
Графический пользовательский интерфейс
1
Виды информационных процессов
1
Представление информации (дискретизация)
1
Моделирование, формализация, алгоритмизация
1
Основные этапы разработки программ
1
Системы счисления
1
Логические операции
1
Блок-схемы
1
Алгоритмические конструкции
1
Структуры баз данных
1
Структуры веб-ресурсов
1
Аппаратные средства
Компьютер
12
Проектор
1
Принтер
1
Устройства для ручного ввода текстовой
24
информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и
1
звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система –Linux
1/12
Файловый менеджер (в составе операционной
12
системы или др.)
Антивирусная программа
12
Программа-архиватор
12
12
Интегрированное
офисное
приложение,
включающее текстовый редактор растровый и
векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций и электронные таблицы
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав
12
операционных систем или др.)
Почтовый клиент (входит в состав операционных
12
систем или др.)
Браузер (входит в состав операционных систем
12
или др.)
Простой редактор Wеb-страниц
12
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
28