Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №140
с углубленным изучением отдельных предметов
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №140 с
углубленным изучением отдельных
предметов
________________А.В. Журавлева
Приказ № 404 от «31» мая 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7-12 л.
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель
Алексеев Сергей Витальевич
Екатеринбург 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1.Общая характеристика курса творческого объединения
1.1. Срок реализации программы
1.2 Структура занятий
1.3 Основные цели и содержательные линии курса
2. Содержательная модель реализации программы дополнительного образования
«Волшебная кисточка»
2.1 основное содержание курса
2.2 Тематическое планирование с указанием часов .
3. Планируемые результаты освоения курса дополнительного образования «Волшебная
кисточка»
3.1 Требования к уровню подготовки обучающихся
3.2 Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
4.1 материально-техническое оснащение образовательного процесса при реализации
программы
4.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Список литературы
Приложения
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
дополнительного образования кружка «Волшебная кисточка» разработана для детей
младшего и среднего школьного возраста, с целью, посредством вовлечения их в
совместную художественно-изобразительную деятельность, обеспечить адаптацию детей
к жизни в современном обществе, обеспечить выявление и поддержку детей,
проявляющих хорошие художественно-изобразительные способности, профессионально
ориентировать их.
Дополнительная общеобразовательная программа учитывает возрастные и
индивидуальные особенности детей.
К освоению дополнительной общеобразовательной программы допускаются любые
лица без предъявления требований к уровню образования.
Программа разработана в соответствии с:
годовым учебным планом МАОУ СОШ № 140; годовым календарным графиком;
основной образовательной программой МАОУ СОШ № 140.
Назначение и актуальность программы
Художественно-эстетическая деятельность - неотъемлемая часть образовательного
процесса в школе согласно требованиям к содержанию образования на основе ФГ'ОС. Для
нее в образовательном пространстве школы есть все необходимые условия и
возможности. Почти все направления развития личности ребенка, заявленные как цели
внеурочной части учебной образовательной программы ФГОС, имеют прямое отношение
к художественно-эстетическому творчеству.
Важнейшей частью художественно-эстетического воспитания в школе является
формирование и развитие у ребенка потребности к общению с произведениями искусства.
В развитии эстетического сознания детей рисование, в отличие от других видов искусства,
оказывает наиболее сильное воздействие. Рисование, как самый доступный вид
изобразительного творчества является для детей плацдармом для самовыражения и
творческого роста.
Рисование и другие виды изобразительного искусства развивают у детей чувство
прекрасного, пробуждают и укрепляют их творческие силы, дисциплинирует,
уравновешивают характеры. Изобразительное искусство развивает внимание и
художественное сознание, подготавливает к пониманию серьезной художественной
деятельности. Наконец, изобразительное искусство - эго исконно русская национальная
форма художественного образования, имеющая вековые традиции. А так как в каждом
ребенке живет пытливый художник, рисование является той нишей художественного
творчества, где каждый маленький человек может попробовать свои творческие силы,
раздвинуть границы своих художественных возможностей. Следовательно, необходимо
способствовать формированию интереса детей к изобразительному искусству.
В концепции художественного воспитания рисование, наряду с уроками
изобразительного искусства, рассматривается как самый доступный и активный вид
творческой деятельности в школе.
Программа дополнительного образования кружка «Волшебная кисточка»
базируется на лучших образцах народного, классического и современного
художественного творчества. Обучающийся находит в великих художниках прошлого и
современности своих друзей, поскольку их замыслы становятся его замыслами, они
духовно пересекаются в моменты исполнительского творчества. Программа
предоставляет возможность детям выполнять свои работы в различных стилях, жанрах и
направлениях. Она отвечает важной социальной задаче воспитания обучающихся на
основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического
развития. В образовательной программе разработан подробный план по годам обучения,
четко прочерчивающий вектор развития обучающихся.
Цель: развитие творческих способностей детей с помощью изобразительного
искусства, воспитание нравственных и моральных качеств человека, становление его
ценностных ориентиров, формирование и развитие навыков изобразительной
деятельности, развитие изобразительных возможностей, развитие художественного вкуса
посредством обучения изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
освоение знаний о художественном творчестве, его жанровом и стилевом
многообразии, особенностях изобразительного языка; освоение знаний о художественном
фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и
зарубежных художников; освоение знаний о воздействии изобразительного искусства на
человека; освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
ориентировать в выборе художественных материалов, участии в деятельности творческих
объединений школы.
Развивающие:
формирование эстетического вкуса, пробуждению интереса к творческой
деятельности;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в
системе мировой и отечественной культуры; укрепление психического и физического
здоровья ребенка;
развитие художественных способностей обучающихся, их исполнительских
навыков;
развитие творческой активности и творческих способностей обучающихся;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и к творческой деятельности.
Воспитательные:
формирование у детей интереса и любви к серьезному художественному искусству;
понимание народного, классического и современного художественного творчества;
формирование чувства патриотизма;
формирование целостности процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности ребенка;
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
расширение художественного кругозора;
формирование навыков общения и культуры поведения.
Структура программы дополнительного образования студии «Волшебная
кисточка»:
Программа включает следующие разделы:
Общая характеристика курса - структурный элемент программы, который
включает:
указание срока реализации программы;
структура занятий;
основные содержательные линии курса.
Содержательная модель реализации программы дополнительного образования
кружка «Волшебная кисточка» структурный элемент программы, который включает:
Основное содержание курса изобразительного искусства.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой
Учебно—методическое и материально-техническое обеспечение - структурный элемент
программы, который содержит описание:
Материально-техническое оснащение образовательного процесса при реализации
рабочей программы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
при реализации рабочей программы.
-
1. Общая характеристика курса кружка.
Срок реализации программы дополнительного образования «Волшебная
кисточка»
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебная кисточка»
рассчитана на обучающихся 1-6 классов. Срок реализации программы 3 года.
Структура занятий
«Волшебная кисточка» по своему возрастному контингенту состоит из детей 1 - 6
классов. Посещение происходит на добровольной основе. В начале учебного года
обучающиеся записываются в студию.
Занятия проходят 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия
составляет 40 - 120 минут.
Занятия студии «Волшебная кисточка» проходят в течение учебного года - с
сентября по май. Общая продолжительность занятий составляет 36 недель в год.
Программа рассчитана на 36 ч./ 72 ч./ 108 часов - по 1 ч./ 2 ч./ 3 часа в неделю для 1
- 6 классов.
Основные цели и содержательные линии курса
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической
отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и
профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта
человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой - развития творческих способностей, фантазии и
воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных
приемов и решений в реализации творческих идей; технической - освоения практических
приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Занятия в студии способствуют разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Программа предусматривает теоретический и практический разделы.
Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории
изобразительного искусства и изобразительно-художественной грамоты.
Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному.
11оэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Практический раздел особое место уделяет практической деятельности. В
образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где
задействованы ребята из кружка. На каждое мероприятие практически всегда готовится
выставка работ и рисунков. Все это приобретает прикладной смысл занятиям кружка.
2. Содержательная модель реализации программы
дополнительного образования студии «Волшебная кисточка»
2.1 Основное содержание курса.
Основы рисунка. Графика. Штрих. Формы.
Основы рисунка. Правила техники безопасности в изостудии. Знакомство с новыми
художественными материалами и инструментами. Волшебная линия. Линии начало всех
начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие.
«Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Штрих.
Характер штрихов. Передача объема при помощи штрихов. Тоновые контрасты. Точка.
«Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек).
Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных
изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Пятно. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пяген от их
плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна
разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением
штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других
элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с
силуэтом). Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге.
Формы и ассоциации. Контраст форм. Контраст форм на примере осенних листьев и
деревьев. Природа - самая талантливая художница (разнообразие «растительного
царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование
между собой различных контрастных форм. Граттаж - графическая работа на восковой
подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с
помощью процарапывания. Пропорции. Пропорции - соотношение частей по величине.
Плоскостное и объёмное изображение. Плоскостное или объемное изображение
предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры линиями и
светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть
плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник). Рисование с натуры и по
памяти. Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с
натуры. Рисование по памяти.
Выразительные средства графических материапов
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные
образы, создаваемые с помощью графических материалов. Цветные карандаши. Техника
работы цветными карандашами. Создание многочисленных опенков цвета путем мягкого
сплавления разных цветных карандашей. Гелевые ручки, тушь. Знакомство с
выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание
разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной
линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушыо по влажной
бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна. Восковые мелки,
фломастеры. Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами.
Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж
процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование
различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Пастель, уголь. Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы:
растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой
тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом
воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника
и волшебника в древние времена. Основы цветоведения. Свойства красок. Особенности
гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия
одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных
спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной
бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие
краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная
буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности
тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство
прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Гармония цвета. Различные
сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и
«красочным винегретом». Контраст цвета. Три пары контрастных цветов: жёлтый синий,
красный - зелёный, оранжевый - фиолетовый. Использование контраста цвета для
выделения главного. Цветные кляксы. Умение смешивать краски и получать красивые
цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка
красочного пятна. Серо-чёрный мир красок. Ахроматические цвета (цвета бесцветные,
различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные»
возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного.
Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше светлее, ближе - темнее). Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные
(блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного
добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания.
Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в
результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые
ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Натюрморт и его изобразительные возможности
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение
группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в
изобразительном искусстве. Натюрморт в холодной гамме. Использование предметов
холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых). Натюрморт в тёплой гамме.
Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства
осенней палитры.
Композииия.
Основные правила композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и
горизонтальный формат листа). Линия горизонта. Изменение горизонта и его высоты от
точки зрения. Линия горизонта - граница между небом и землей. Композиционный центр.
Композиционный центр - это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на
листе бумаги в зависимости от желания художника. Художник и книга. Понятие об
иллюстрации. Разновидности книжной иллюстрации. Сказочные сюжеты в рисунках И.
Билибина. Использование различных сюжетов в работе над форэскизами, поиски лучшего
композиционного решения. Составление окончательного варианта эскиза. Перенесение
рисунка на оригинал (масштабная сетка) и детальная его проработка с учетом собранного
материала и на основе внимательного изучения текста произведения. Колористическое
решение эскиза с последующей проработкой этого решения в окончательном размере.
Сказочная композиция. Сказка - любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный
характер сказочных героев. Особенности русских народных промыслов. Любимые
персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).
Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе,
умения видеть её красоту в разные времена года. Образ дерева. 11онятие о пластическом
характере деревьев. Г рафические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов
деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг,
треугольник). Живописная связь неба и земли. Разнообразные цветотональные отношения
земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и
освещения. Времена года. Формирование целостного колористического видения пейзажа,
его особенностей в разнос время года. Работа на пленэре. Зарисовки отдельных
предметов. Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш).
Работа по впечатлению. Передача различными художественными материалами разного
состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман). Тематический пейзаж.
Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека
и природы.
Фигура и портрет человека.
Образ человека главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с
основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве
древнего мира. Набросок с натуры. Набросок с натуры - средство быстро увидеть
конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятиовому
и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа. Силуэт.
Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность
необыкновенной выразительности образа человека. Живописный портрет. Цветовое
решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения.
Влияние живописного фона на создание образа. Фигура человека в движении. Образная
выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры,
основные пропорции и их индивидуальность.
Декоративное рисование.
Симметрия. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной
фигуры. Орнамент. Орнамент - повторение рисунка через определённый интервал. Тайна
ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты). Декоративная композиция
(витраж). Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация
изображения, условный цвет, выразительные линии контура).
2.2. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение
каждой содержательной линии
Тематическое планирование (1 час в неделю)
Тема
Общее кол-во часов
1.
Графика
8
2.
Живопись
9
3.
Графика. Выразительные
материалов
4.
Натюрморт и его изобразительные возможности.
2
5.
Декоративное рисование
3
6.
Резерв
1
ИТОГО:
29
Тематическое планирование (2 часа в неделю)
Тема
Общее кол-во часов
1.
Графика
6
2.
Живопись
10
3.
Графика. Основы рисунка
6
4.
Композиция
6
5.
Графика. Выразительные
материалов
6.
Пейзаж
6
7.
Фигура и портрет человека
6
8.
Натюрморт и его изобразительные возможности.
8
9.
Декоративное рисование
10
Резерв
2
ИТОГО:
70
Тематическое планирование (3 часа в неделю)
Тема
Общее кол-во часов
1.
Графика
9
2.
Живопись
15
3.
Графика. Основы рисунка
9
4.
Композиция
9
5.
Графика. Выразительные
материалов
средства
средства
средства
графических 6
графических 6
графических 12
6.
Пейзаж
9
7.
Фигура и портрет человека
9
8.
Натюрморт и его изобразительные возможности.
12
9.
Декоративное рисование
15
Резерв
3
ИТОГО:
105
Календарный учебный график
Учебный
период
Дата
Начало
Окончание
I четверть
01.09.2024
25.10.2024
8
52
II четверть
05.11.2024
31.12.2024
8
45
III четверть
09.01.2025
21.03.2025
11
61
IV четверть
31.04.2025
25.05.2025
9
53
36
211
Итого в учебном году
Продолжительность
Количество
учебных недель
Количество
учебных дней
Нерабочие праздничные дни
воскресенье
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда;
мая - День Победы;
4
ноября - День народного единства.
Форма аттестации не предусмотрена. После освоения программы документ об
образовании - не выдается.
3.Планируемые результаты освоения курса дополнительного образовании студии
«Волшебнан кисточка»
В процессе реализации программы кружка предполагается достичь следующих
результатов:
повышение уровня исполнительских навыков в изобразительной деятельности;
повышение мотивации к творческой деятельности;
формирование первичных представлений о профессиональных перспективах;
развитие коммуникативных способностей и толерантности;
повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных
норм: добра и справедливости, дружеской помощи и поддержки, патриотизма и
гражданственности и др.;
личностный рост участников
Универсальные компетенции:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной,
эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми.
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
развитие высокой мотивации учебного процесса; развитие всех форм мышления
младшего школьника;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.
Метапредметные результаты:
обучение умению ставить цели;
характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных
знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; организовывать свою
деятельность;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
творчески откликаться на события окружающей жизни.
Предметные результаты:
создание собственного оригинального продукта, достижение нужного результата;
знание отличительных особенностей основных видов и жанров изобразительного
искусства, ведущих элементов изобразительной грамоты
линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главных и дополнительных, холодных и
теплых цветов, основ цветоведения;
умение передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
понимание, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива,
освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет, линейная
перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
передача геометрической основы формы предметов, их соотношения в
пространстве и в соответствии с этим - изменения размеров;
выполнение декоративных и оформительских работ на заданные темы; владение
гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный
материал.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком
своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько
его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться
достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного
искусства может каждый, но - настоящему желающий этого ребенок.
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
4.1 Материально-техническое оснащение образовательного процесса при реализации
программы
Кабинет изобразительного искусства оснащен книгопечатной продукцией,
техническими средствами обучения, экранно- наглядными пособиями. Столы и стулья,
баночки для воды, раковина и наличие водопровода, предметные столики для
натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами ИКТ.
4.2 Учебно-методического и информационное обеспечение образовательного процесса
при реализации программы
Художественные произведения русской и мировой культуры:
Таблицы, рисунки с изображением животных: зверей и птиц ; схемы и рисунки
орнаментов;
иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок;
слайды известных архитектурных построек;
дизайнерские проекты;
произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;
репродукции скульптур В.Ватагина;
мультимедийные
слайды
произведений
В.Васнецова,
М.Врубеля,
И.Билибина,
К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова,
С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова;
фотографии произведений известных народных художественных промыслов;
фотографии и слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянной
архитектуры Севера, ансамбля Кижи;
видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя
архитектура Владимира и Суздаля»;
слайды и репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских
мастеров.
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи;
бумага для графических работ и зарисовок, карандаши цветные и графические, масляная
пастель, клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь,
фломастеры.
Список литературы
Литература для обучающихся:
Белашов А. М. Как рисовать животных. - М.: Юный художник. 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. - М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. - М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. Г1. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. - М.: РОСМЭН,
2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. - М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. - М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей:
Алексеева В. В. Что такое искусство. - М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. - М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок - художник. - М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. - М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль: Академия
холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. М.: Лист Нью. Вече, 2002.
Литература для педагога:
Базанова М. Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство. 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.:
Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.:
Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. - М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство, 1995.
Йеменский Б. М. Образовательная область «искусство». - М.: ГОМЦ, Школьная книга,
2000.
Йеменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М •
МИПКРО, 2003.
Полунина В. И. Искусство и дети. - М.: Правда, 1982.
Полунина В. И. Солнечный круг. У Лукоморья. — М.: Искусство и образование,
2001. Полунина В. Н., Канитунова А. А. Гербарий. - М.: Астрсль, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. - М.: Внешсигма, 1997.
Приложенне
№
Учебно-тематическое планирование (1 час в неделю)
№
Наименование разделов и тем
п/п
Графика (8 ч.)
1. 1.1
Волшебная линия
2. 1.2
Штрих.
3. 1.3
Точка.
4. 1.4
Форма.
5. 1.5
Контраст форм.
6. 1.6
Граттаж
7. 1.7
Монотипия
8. 1.8
Гризайль
Живопись. (9 ч.)
9. 2.1
Свойства красок.
10. 2.2
Праздник тёплых и холодных цветов.
11. 2.3
Гармония цвета
12. 2.4.
Контраст цвета.
13. 2.5
Цветные кляксы.
14. 2.6
Серо-чёрный мир красок.
15. 2.7
Красочное настроение.
16. 2.9
Монументальная живопись. Мозаика
17. 2.10 Монументальная живопись. Мозаика
Графика. Выразительные средства графических материалов (6 ч.)
18. 3.1
Цветные карандаши.
19. 3.2
Гелевые ручки, тушь.
20. 3.4
Пастель, уголь.
21. 4.1
Образ дерева.
22. 4.2
Живописная связь неба и земли.
23. 4.3
Времена года.
Натюрморт и его изобразительные возможности. (2 ч.)
24. 5.1
Натюрморт в холодной гамме.
25. 5.4
Натюрморт в тёплой гамме.
Декоративное рисование. (3 ч.)
26. 6.1
Симметрия.
27. 6.2
Стилизация.
28. 6.3
Декоративная композиция (витраж).
Итоговое занятие. (1 ч.)
29. 7.1
Итоговое занятие
Итого:
Количест
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
№
Учебно-тематическое планирование (2 часа в неделю)
№
Наименование разделов и тем
п/п
Кол-во
часов
Г рафика (6 ч.)
1.
1.1
Волшебная линия. Штрих
7
2.
1.2
Точка.
2
3.
1.3
Форма. Контраст форм
2
Живопись (10 ч.)
4.
2.2
Праздник тёплых и холодных цветов.
2
5.
2.3
Гармония цвета
2
6.
2.4.
Контраст цвета.
2
7.
2.5
Серо-чёрный мир красок.
2
8.
2.6
Красочное настроение.
2
Графика. Основы рисунка (6 ч.)
Пропорции.
2
10. 3.2.
Плоскостное и объёмное изображение.
2
11. 3.3
Рисование с натуры и по памяти.
2
9.
3.1
Композиции (6 ч.)
12. 4.1
Линия горизонта.
2
13. 4.2
Композиционный центр.
2
14. 4.3
Ритм и движение.
2
Графика. Выразительные средства графических материалов ( 8 ч.)
15. 5.1
Цветные карандаши.
2
16. 5.2
Гелевые ручки, тушь.
2
17. 5.3
Восковые мелки, фломастеры.
2
18. 5.4
Масляная пастель.
2
Пейзаж (6 ч.)
19. 6.1.
Образ дерева.
2
20. 6.2.
Времена года.
2
21. 6.3
Тематический пейзаж.
2
Фигура и портрет человека (6 ч.)
22. 7.1
Набросок с натуры.
2
23. 7.2
Живописный портрет.
2
24. 7.3
Фигура человека в движении.
2
Натюрморт и его изобразительные возможности (8 ч.)
25. 8.1
Натюрморт в холодной гамме.
4
26. 8.2
Натюрморт в тёплой гамме.
4
Декоративное рисование (К) ч.)
27. 9.1
Симметрия.
2
28. 9.2
Орнамент.
2
29. 9.3
Особенности русских народных промыслов.
6
Итоговое занятие (2 ч.)
30. 10.1
№
Итоговое занятие
2
Итого:
72
Учебно-тематическое планирование (3 часа в неделю)
№
Наименование разделов и тем
п/п
Кол-во
часов
Графика(9 ч.)
1.
1.1
Волшебная линия. Штрих
3
2.
1.2
Точка.
3
3.
1.3
Форма. Контраст форм
3
Живопись ( 15ч.)
4.
2.2
Праздник тёплых и холодных цветов.
3
5.
2.3
Гармония цвета
3
6.
2.4.
Контраст цвета.
3
7.
2.5
Серо-чёрный мир красок.
3
8.
2.6
Красочное настроение.
3
Графика. Основы рисунка (9 ч.)
Пропорции.
3
10. 3.2.
Плоскостное и объёмное изображение.
3
11. 3.3
Рисование с натуры и по памяти.
3
9.
3.1
Композиции (9 ч.)
12. 4.1
Линия горизонта.
3
13. 4.2
Композиционный центр.
3
14. 4.3
Ритм и движение.
3
Графика. Выразительные средства графических материалов (
2. м.)
15. 5.1
Цветные карандаши.
3
16. 5.2
Гелевые ручки, гушь.
3
17. 5.3
Восковые мелки, фломастеры.
3
18. 5.4
Масляная пастель.
3
Пейзаж (9 ч.)
19. 6.1.
Образ дерева.
3
20. 6.2.
Времена года.
3
21. 6.3
Тематический пейзаж.
3
Фигура и портрет человека (9 ч.)
22. 7.1
Набросок с натуры.
3
23. 7.2
Живописный портрет.
3
24. 7.3
Фигура человека в движении.
3
Натюрморт и его изобразительные возможности (12 ч.)
25. 8.1
Натюрморт в холодной гамме.
6
26. 8.2
Натюрморт в тёплой гамме.
6
Декоративное рисование (15 ч.)
27. 9.1
Симметрия.
3
28. 9.2
Орнамент.
3
29. 9.3
Особенности русских народных промыслов.
9
Итоговое занятие (3 ч.)
30. 10.1
Итоговое занятие
3
Итого:
108