Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №140 с углубленным изучением отдельных
предметов
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов
. ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Приказ № 1./30 от 26.08.2024
МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением
отдельных предметов
Директор МАОУ СОШ №140
_______________ А.В.Журавлева
Протокол № 1 от «26» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6006013)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 5-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных
основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых
норм;
в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» является частью содержания
внеурочной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям
обучающихся
и
позволяющих
им
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям
обучающихся
и
позволяющих
им
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения
нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному
осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает
формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно
учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить
(изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к
занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими
комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части
сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
Содержание занятий курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир,
направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и
наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия.
Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент
будущего. Знания – это возможность найти своё место в обществе и быть полезным
людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои
способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и
функции – быть источником 16 достоверной информации о России для всего мира. В век
информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для
пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы
стратегически важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень
перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению
всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское хозяйство – это отрасль, которая объединила в себе
традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность
отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с
духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему
важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и традиции
(любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о
предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей
и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной
источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание
России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые
дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых
чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об
окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо, образ
«Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской
Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита
материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления
волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя –
человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских
законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От
инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к
решению (позитивные примеры). Участие молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника.
Информационные источники формируют общественное мнение. Профессиональная этика
журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих
профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и
самореализации. Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно
развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры
хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит
работа с цифровыми технологиями. Какое значение имеет использование цифровой
экономики для развития страны? Механизмы цифровой экономики. Технологическое
предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость технологического
предпринимательства для будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный
интеллект
и
человек.
Стратегия
взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы
и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития
страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России.
Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и
здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития
массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек
– это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек
– пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до
конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с
богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников,
признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране
творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического
пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиковиспытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую
роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и
профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления.
Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная
дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память:
память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить
нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей,
вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в
общественном движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.
В заключительной части подводятся итоги занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина,
социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в
ней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к государственным символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере физического
воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное
состояние
и
эмоциональное
состояние
других,
умение
управлять
собственным
эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и знаниям
других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной 40 учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации, оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт
по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций,
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в
диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение
информации;
овладение
различными
видами
чтения
(просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию
текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте, извлечение информации из различных источников, её
осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и
её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы
как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений
участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы,
соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии,
давать аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: развитие умений
сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других
стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации
технических средств информационно-коммуникационных технологий; развитие умения
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии
поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и
народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории,
события истории
родного края и
истории
России, определять
современников
исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности
развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах
истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат,
исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и характерные
признаки
исторических
событий,
явлений,
процессов,
устанавливать
причинно-
следственные, пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать собственную
или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур,
уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как
базового социального института, о характерных чертах общества, о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и
явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни
общества, об основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в
сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности,
гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей Родины); формирование
умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни,
их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной
жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и природы,
человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи
политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; развитие
умения использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие
умений с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать
умения анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической
рациональности;
осознание
неприемлемости
всех
форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового
сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование умения
устанавливать
взаимосвязи
между
изученными
природными,
социальными
и
экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими
явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-9 КЛАССЫ
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Образ будущего. Ко Дню знаний.
Количество
часов
1
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Цифровые ресурсы
Иметь образ будущего
– значит иметь
ориентир,
направление
движения,
позитивный образ
будущего задаёт
жизни
определённость и
наполняет её
смыслами. Образ
будущего страны –
сильная и
независимая Россия.
Будущее страны
зависит от каждого из
нас уже сейчас.
Образование –
фундамент будущего.
Знания – это
возможность найти
своё место в обществе
и быть полезным
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
людям и стране.
Россия – страна
возможностей, где
каждый может
реализовать свои
способности и внести
вклад в будущее
страны.
2
Век информации. 120 лет
Информационному агентству
России ТАСС.
1
Информационное
телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС)
– это крупнейшее
мировое агентство,
одна из самых
цитируемых
новостных служб
страны. Агентство
неоднократно меняло
названия, но всегда
неизменными
оставались его
государственный
статус и функции –
быть источником 16
достоверной
информации о России
для всего мира. В век
информации крайне
важен навык
критического
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
мышления.
Необходимо уметь
анализировать и
оценивать
информацию,
распознавать фейки и
не распространять их.
3
Дорогами России.
1
«Российские
железные дороги» –
крупнейшая
российская компания,
с большой историей,
обеспечивающая
пассажирские и
транспортные
перевозки.
Российские железные
дороги вносят
огромный вклад в
совершенствование
экономики страны.
Железнодорожный
транспорт – самый
устойчивый и
надёжный для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный и
круглогодичный.
Развитие
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
транспортной сферы
стратегически важно
для будущего страны,
а профессии в этих
направлениях очень
перспективны и
востребованы.
4
Путь зерна.
1
Российское сельское
хозяйство – ключевая
отрасль
промышленности
нашей страны,
главной задачей
которой является
производство
продуктов питания.
Агропромышленный
комплекс России
выполняет
важнейшую миссию
по обеспечению всех
россиян
продовольствием, а
его мощности
позволяют
обеспечивать
пшеницей треть всего
населения планеты.
Сельское хозяйство –
это отрасль, которая
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
объединила в себе
традиции нашего
народа с
современными
технологиями:
роботами,
информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и
экономическая
привлекательность
отрасли
(агрохолдинги,
фермерские хозяйства
и т. п.).
5
День учителя.
1
Учитель – одна из
важнейших в
обществе профессий.
Назначение учителя –
социальное служение,
образование и
воспитание
подрастающего
поколения. В разные
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
исторические времена
труд учителя уважаем,
социально значим,
оказывает влияние на
развитие образования
членов общества.
Учитель – советчик,
помощник, участник
познавательной
деятельности
школьников.
6
Легенды о России.
1
Любовь к Родине,
патриотизм – качества
гражданина России.
Знание истории
страны, историческая
правда, сохранение
исторической памяти
– основа
мировоззренческого
суверенитета страны.
Попытки исказить
роль России в
мировой истории –
одна из стратегий
информационной
войны против нашей
страны.
7
Что значит быть взрослым?
1
Быть взрослым – это
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
Беседа с
https://razgovor.edsoo.ru/
нести ответственность
за себя, своих близких
и свою страну.
Активная жизненная
позиция,
созидательный
подход к жизни,
умение принимать
решения и осознавать
их значение, жить в
соответствии с
духовнонравственными
ценностями общества
– основа взрослого
человека. Финансовая
самостоятельность и
финансовая
грамотность.
8
Как создать крепкую семью.
1
День отца. Семья как
ценность для каждого
гражданина страны.
Знания и навыки для
построения крепкой
семьи в будущем.
Почему важна
крепкая семья?
Преемственность
поколений: семейные
ценности и традиции
обучающимися
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
(любовь,
взаимопонимание,
участие в семейном
хозяйстве, воспитании
детей). Память о
предшествующих
поколениях семьи.
Особое отношение к
старшему поколению,
проявление
действенного
уважения, внимания к
бабушкам и
дедушкам, забота о
них.
9
Гостеприимная Россия. Ко Дню
народного единства.
1
Гостеприимство –
качество,
объединяющее все
народы России.
Семейные традиции
встречи гостей,
кулинарные традиции
народов России.
Путешествие по
России – это
знакомство с
культурой, историей и
традициями разных
народов.
Гастрономический
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
туризм – это вид
путешествий, основой
которого являются
поездки туристов по
стране с целью
знакомства с
особенностями
местной кухни и
кулинарных
традиций.
10
Твой вклад в общее дело.
1
Уплата налогов – это
коллективная и
личная
ответственность,
вклад гражданина в
благополучие
государства и
общества. Ни одно
государство не может
обойтись без налогов,
это основа бюджета
страны, основной
источник дохода.
Своим небольшим
вкладом мы создаём
будущее страны,
процветание России.
Каким будет мой
личный вклад в общее
дело?
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
11
12
С заботой к себе и окружающим.
День матери.
1
Доброта и забота –
качества настоящего
человека, способного
оказывать помощь и
поддержку, проявлять
милосердие. Добрые
дела граждан России:
благотворительность
и пожертвование как
проявление добрых
чувств и заботы об
окружающих.
Здоровый образ
жизни как забота о
себе и об
окружающих.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Мать, мама – главные
в жизни человека
слова. Мать – хозяйка
в доме,
хранительница
семейного очага,
воспитательница
детей. У России
женское лицо, образ
«Родины-матери».
Материнство – это
счастье и
ответственность.
Многодетные матери:
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
примеры из истории и
современной жизни.
«Мать-героиня» –
высшее звание
Российской
Федерации.
Материнство как
особая миссия. Роль
материнства в
будущем страны.
Защита материнства
на государственном
уровне.
13
Миссия-милосердие (ко Дню
волонтёра).
1
Кто такой волонтёр?
Деятельность
волонтёров как
социальное служение
в военное и мирное
время: примеры из
истории и
современной жизни.
Милосердие и забота
– качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное,
медицинское,
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
цифровое и т. д.
14
День Героев Отечества.
1
Герои Отечества – это
самоотверженные и
мужественные люди,
которые любят свою
Родину и трудятся во
благо Отчизны.
Качества героя –
человека, ценою
собственной жизни и
здоровья спасающего
других: смелость и
отвага,
самопожертвование и
ответственность за
судьбу других.
Проявление уважения
к героям, стремление
воспитывать у себя
волевые качества:
смелость,
решительность,
стремление прийти на
помощь. Участники
СВО – защитники
будущего нашей
страны.
15
Как пишут законы?
1
Для чего нужны
законы? Как менялся
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
свод российских
законов от древних
времён до наших
дней.
Законодательная
власть в России. От
инициативы людей до
закона: как
появляется закон?
Работа депутатов: от
проблемы – к
решению (позитивные
примеры). Участие
молодёжи в
законотворческом
процессе.
16
Одна страна – одни традиции.
1
Новогодние традиции,
объединяющие все
народы России.
Новый год – любимый
семейный праздник.
История
возникновения
новогоднего
праздника в России.
Участие детей в
подготовке и встрече
Нового года. Подарки
и пожелания на
Новый год. История
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
создания новогодних
игрушек. О чём люди
мечтают в Новый год.
17
День российской печати.
1
Праздник посвящён
работникам печати, в
том числе редакторам,
журналистам,
издателям,
корректорам, – всем,
кто в той или иной
степени связан с
печатью. Российские
традиции
издательского дела,
история праздника.
Информационные
источники
формируют
общественное мнение.
Профессиональная
этика журналиста.
Издание печатных
средств информации –
коллективный труд
людей многих
профессий. Зачем
нужны школьные
газеты? Школьные
средства массовой
информации.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
18
19
День студента.
БРИКС (тема о международных
отношениях).
1
День российского
студенчества: история
праздника и его
традиции. История
основания
Московского
государственного
университета имени
М.В. Ломоносова.
Студенческие годы –
это путь к овладению
профессией,
возможность для
творчества и
самореализации.
Перспективы
получения высшего
образования. Как
сделать выбор?
Студенчество и
технологический
прорыв.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Роль нашей страны в
современном мире.
БРИКС – символ
многополярности
мира. Единство и
многообразие стран
БРИКС. Взаимная
поддержка помогает
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
государствам
развивать торговлю и
экономику,
обмениваться
знаниями и опытом в
различных сферах
жизни общества.
Россия успешно
развивает контакты с
широким кругом
союзников и
партнёров. Значение
российской культуры
для всего мира.
20
Бизнес и технологическое
предпринимательство.
1
Экономика: от
структуры хозяйства к
управленческим
решениям. Что
сегодня делается для
успешного развития
экономики России?
Цифровая экономика
– это деятельность, в
основе которой лежит
работа с цифровыми
технологиями. Какое
значение имеет
использование
цифровой экономики
для развития страны?
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
Механизмы цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство
как особая сфера
бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства
для будущего страны
и её технологического
суверенитета.
21
Искусственный интеллект и человек.
Стратегия взаимодействия.
1
Искусственный
интеллект –
стратегическая
отрасль в России,
оптимизирующая
процессы и
повышающая
эффективность
производства.
Искусственный
интеллект –
помощник человека.
ИИ помогает только
при условии, если сам
человек обладает
хорошими знаниями и
критическим
мышлением. Степень
ответственности тех,
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
кто обучает ИИ.
22
23
Что значит служить Отечеству? 280
лет со дня рождения Ф. Ушакова.
Арктика – территория развития.
1
День защитника
Отечества:
исторические
традиции. Профессия
военного: кто её
выбирает сегодня.
Защита Отечества –
обязанность
гражданина
Российской
Федерации,
проявление любви к
родной земле, Родине.
Честь и воинский
долг. 280-летие со дня
рождения великого
русского флотоводца
Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского
воина: смелость,
героизм,
самопожертвование.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Арктика –
стратегическая
территория развития
страны. Почему для
России важно
осваивать Арктику?
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
Артика – ресурсная
база России.
Российские
исследователи
Арктики. Россия –
мировой лидер
атомной отрасли.
Атомный
ледокольный флот,
развитие Северного
морского пути.
Знакомство с
проектами развития
Арктики.
24
Международный женский день.
1
Международный
женский день –
праздник
благодарности и
любви к женщине.
Женщина в
современном
обществе –
труженица, мать,
воспитатель детей.
Великие женщины в
истории России.
Выдающиеся
женщины ХХ века,
прославившие
Россию.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Развитие массового
спорта – вклад в
благополучие и
здоровье нации,
будущие поколения
страны. Здоровый
образ жизни, забота о
собственном
здоровье, спорт как
важнейшая часть
жизни современного
человека. Условия
развития массового
спорта в России.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
26
День воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией. 100-летие
Артека.
1
История и традиции
Артека. После
воссоединения Крыма
и Севастополя с
Россией Артек – это
уникальный и
современный
комплекс из 9
лагерей, работающих
круглый год. Артек –
пространство для
творчества,
саморазвития и
самореализации.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
27
Служение творчеством. Зачем
1
Искусство – это
Беседа с
https://razgovor.edsoo.ru/
25
Массовый спорт в России.
людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского.
28
Моя малая Родина (региональный и
местный компонент).
способ общения и
диалога между
поколениями и
народами. Роль
музыки в жизни
человека: музыка
сопровождает
человека с рождения
до конца жизни.
Способность слушать,
воспринимать и
понимать музыку.
Россия – страна с
богатым культурным
наследием, страна
великих
композиторов,
писателей,
художников,
признанных во всём
мире. Произведения
П.И. Чайковского,
служение своей
стране творчеством.
1
Россия – великая и
уникальная страна,
каждый из её
регионов прекрасен и
неповторим своими
природными,
обучающимися
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
экономическими и
другими ресурсами.
Любовь к родному
краю, способность
любоваться природой
и беречь её – часть
любви к Отчизне.
Патриот честно
трудится, заботится о
процветании своей
страны, уважает её
историю и культуру.
29
Герои космической отрасли.
1
Исследования
космоса помогают
нам понять, как
возникла наша
Вселенная. Россия –
лидер в развитии
космической отрасли.
Полёты в космос – это
результат огромного
труда большого
коллектива учёных,
рабочих, космонавтов,
которые обеспечили
первенство нашей
Родины в освоении
космического
пространства. В
условиях невесомости
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
космонавты проводят
сложные научные
эксперименты, что
позволяет российской
науке продвигаться в
освоении новых
материалов и
создании новых
технологий.
30
Гражданская авиация России.
1
Значение авиации для
жизни общества и
каждого человека. Как
мечта летать изменила
жизнь человека.
Легендарная история
развития российской
гражданской авиации.
Героизм
конструкторов,
инженеров и
лётчиков-испытателей
первых российских
самолётов. Мировые
рекорды российских
лётчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии, связанные
с авиацией.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
31
Медицина России.
1
Охрана здоровья
граждан России –
приоритет
государственной
политики страны.
Современные
поликлиники и
больницы.
Достижения
российской
медицины.
Технологии будущего
в области медицины.
Профессия врача
играет ключевую роль
в поддержании и
улучшении здоровья
людей и их уровня
жизни. Врач – не
просто профессия, это
настоящее призвание,
требующее не только
знаний, но и
человеческого
сочувствия, служения
обществу. Волонтёрымедики.
Преемственность
поколений и
профессия человека:
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
семейные династии
врачей России.
32
33
Что такое успех? (ко Дню труда).
80-летие Победы в Великой
Отечественной войне.
1
Труд – основа жизни
человека и развития
общества. Человек
должен иметь знания
и умения, быть
терпеливым и
настойчивым, не
бояться трудностей
(труд и трудно –
однокоренные слова),
находить пути их
преодоления. Чтобы
добиться
долгосрочного успеха,
нужно много
трудиться. Профессии
будущего: что будет
нужно стране, когда я
вырасту?
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
1
День Победы –
священная дата,
память о которой
передаётся от
поколения к
поколению.
Историческая память:
память о подвиге
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
нашего народа в годы
Великой
Отечественной войны.
Важно помнить нашу
историю и чтить
память всех людей,
перенёсших тяготы
войны. Бессмертный
полк. Страницы
героического
прошлого, которые
нельзя забывать.
34
Жизнь в Движении.
1
19 мая – День детских
общественных
организаций. Детские
общественные
организации разных
поколений
объединяли и
объединяют
активных,
целеустремлённых
ребят. Участники
детских
общественных
организаций находят
друзей, вместе делают
полезные дела и
ощущают себя частью
большого коллектива.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/
Участие в
общественном
движении детей и
молодежи, знакомство
с различными
проектами.
35
Ценности, которые нас объединяют.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
35
Ценности – это
важнейшие
нравственные
ориентиры для
человека и общества.
Духовнонравственные
ценности России,
объединяющие всех
граждан страны.
Беседа с
обучающимися
https://razgovor.edsoo.ru/