РП Функциональная грамотность 1-3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТО
На заседании Педагогического
совета.
Протокол
№6
от «26» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Журавлева А.В.
Приказ №378 от «26» августа 2024 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Функциональная грамотность»
1-4 классы
Срок освоения 3 года

Составитель:
МО учителей начальных классов

2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
ГРАМОТНОСТЬ»

УЧЕБНОГО

КУРСА

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока:
«Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного дляосуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока “Глобальная компетентность” является овладение
обучающихся знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и
влиянии на все стороны жизни ребѐнка в обществе; формирование аналитического и
критического мышления школьника; освоение опыта отношения к различным культурам,
основанного на понимании ценности культурного многообразия.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где
идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного
читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и
самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приѐмами понимания
прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную
грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
 формировать умение читать тексты с использованием трѐх этапов работы с
текстом;
 совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
 находит и извлекает информацию из различных текстов;
 применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
 развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсужденияпрочитанного;
 обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором»,
 «комментированное чтение» и др.;
 воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам,
к природе,науке и искусству;
 учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
 поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной,человечеством и желание быть им полезным;
 приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть - модуль «читательская грамотность».
2 четверть - модуль «математическая грамотность».
3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть - модуль «глобальная компетентность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих

основу функциональной грамотности.
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья,природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и
предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
проведения занятий можно изменить.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных,
предметных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потокеинформации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия,свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
 адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменнойречи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;

 способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснитьи предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
 способность понимать глобальные проблемы: сохранение природы и
рациональное использование еѐ ресурсов;
 способность использовать свои универсальные навыки: в хобби и творческие
занятия, спорт, музыку и рисование, шахматы, проектную работу.
Метапредметные и предметные результаты
Читательская
грамотность
Находит иизвлекает
информацию из
различных текстов

Математическая
Естественнонаучная
Финансовая
грамотность
грамотность
грамотность
Находит и
Находит и извлекает Находит и
извлекает
информацию о
извлекает
математическую
естественнонаучных финансовую
информацию в
явлениях из
информацию в
различном контексте различныхтекстов
различном
контексте

Личностные
Читательская
грамотность

Математическая
грамотность
объясняет
Оценивает содержание гражданскую
прочитанного с
позицию в
позиции норм морали конкретных
и общечеловеческих
ситуациях
ценностей;
общественной жизни
формулирует
на основе
собственную позицию математических
по отношению к
знаний с позиции
прочитанному
норм морали и
формулирует
общечеловеческих
собственную
ценностей

Естественнонаучная
грамотность
Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной жизни
на основе
естественнонаучных
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Финансовая
грамотность
Оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
Позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина
страны

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечиваютположительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению идр.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов
на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер,
услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество,
стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и еѐ
свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2класс
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные

высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и
реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей,
песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей,
выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства
корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части,
составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста,
лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,

количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Количество часов
Наименование разделов и тем
Контрол Практиче
п/
программы
Всего
ьные
ские
работы
работы
п
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная
4
грамотность
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
2
3

8
8
8

РЭШ 1 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 1 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 1 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

9

РЭШ 1 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

33

0

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
Количество часов
Наименование разделов и тем
Контрол Практиче
п/
программы
Всего
ьные
ские
работы
работы
п
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная
4
грамотность
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
2
3

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

9
8
9

1
1

РЭШ 2 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 2 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 2 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 2 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

8

34

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

1

3 КЛАСС
№
Количество часов
Наименование разделов и тем
Контрол Практиче
п/
программы
Всего
ьные
ские
работы
работы
п
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная
4
грамотность
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
2
3

8
9
8

1

РЭШ 3 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 3 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 3 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

9

1

РЭШ 3 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

33

2

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
Количество часов
Наименование разделов и тем
Контрол Практиче
п/
программы
Всего
ьные
ские
работы
работы
п
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная
4
грамотность
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
2
3

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

8
8
9

1

9

1

34

1

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

РЭШ 4 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 4 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 4 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
РЭШ 4 класс https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
33 часа
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1.

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

2.

Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.

1

Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М.
Пляцковский.
Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц.
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.

1

1

10.

Про курочку Рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.

11.

Про петушка и жерновцы.

1

12.

1

13.

Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.

14.

Про Машу и трех медведей.

1

15.

1

17.

Про старика, старуху, волка
и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин
мед.
За покупками.

18.

Находчивый колобок.

1

19.

День
рождения
мухицокотухи.
Буратино
и
карманные
деньги.
Кот
Василий
продает
молоко.
Лесной банк.

1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

16.

20.
21.
22.
23.

Как мужик и
прибыль делили.

медведь

1

1
1
1
1

1

1

1
1

1
1
1
1

Контро
льные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events

24.

Как мужик золото менял.

1

25.

Как Иванушка хотел попить
водицы.
Пятачок,
Винни-пух
и
воздушный шарик.
Про
репку
и
другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.

1

Про
Снегурочку
превращения воды.
Как делили апельсин.

1

26.
27.
28.
29.
30.

и

1
1
1

1
1

32.

Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.

33.

В. Сутеев. Яблоко.

1

31.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events

1

33

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
34 часа
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

2.

Михаил Пришвин. Беличья
память.
Про беличьи запасы.

3.

Беличьи деньги.

1

4.

Про белочку и погоду.

1

5.

И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
Медвежье потомство.

1

1

8.

Поврежденные и фальшивые
деньги.
Лесные сладкоежки.

9.

Лев Толстой. Зайцы.

1

10.

Про зайчат и зайчиху.

1

11.

Банковская карта.

1

12.

Про зайчишку и овощи.

1

13.

Николай Сладков. Веселая
игра.
Лисьи забавы.

1

1

16.

Безопасность денег на
банковской карте.
Лисьи норы.

17.

Обыкновенные кроты.

1

18.

Про крота.

1

19.

Про кредиты.

1

20.

Корень часть растения.

1

21.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

22.

Про ежа.

1

23.

Про вклады.

1

24.

Занимательные особенности

1

1.

6.
7.

14.
15.

Контро
льные
работы

Практи
ческие
работы

1

1

1
1

1

1

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio

25.

яблока.
Полевой хомяк.

1

26.

Про полевого хомяка.

1

27.

Ловушки для денег.

1

28.

Про хомяка и его запасы.

1

29.

Про бобров.

1

30.

Бобры строители.

1

31.

Такие разные деньги.

1

32.

Материал для плотин.

1

33.

Позвоночные животные.

1

34.

Встреча друзей.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
1

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
34 часа
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1.

Про дождевого червяка.

1

2.

Кальций.

1

3.

Сколько весит облако?

1

4.

Хлеб, всему голова.

1

5.

Про мел.

1

6.

Про мыло.

1

7.

История свечи.

1

8.

Магнит.

1

9.

Дождевые черви.

1

10.

Полезный кальций.

1

11.

Про облака.

1

12.

Про хлеб и дрожжи.

1

13.

Интересное вещество мел.

1

14.

1

15.

Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.

16.

Волшебный Магнит.

1

17.

Проверь себя.

1

18.

Что такое «бюджет»?

1

19.

Семейный бюджет.

1

20.

Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вкладвыигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.

1

21.

22.
23.

Контро
льные
работы

1

1

1
1

1

Практи
ческие
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events

24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?
Расходы и доходы бюджета.

1

https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events

1

Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.

1

Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.

1

Расходы на обязательные
платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
Проверь себя.

1

https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

1
1

1

1
1
34

1
2

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
34 часа
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1.

Старинная женская одежда.

1

2.

Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская одежда
и головные уборы.
Жилище крестьянской семьи
на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.

1

1

9.

Какие деньги были раньше в
России
Томат.

10.

Болгарский перец.

1

11.

Картофель.

1

12.

1

13.

Баклажан. Семейство
Паслѐновые.
Лук.

14.

Капуста.

1

15.

Горох.

1

16.

Грибы.

1

17.

Творческая работа.

1

18.

Потребительская корзина.

1

19.

Потребительская корзина.

1

20.

Прожиточный минимум.

1

21.

Инфляция.

1

22.

Распродажи, скидки,
бонусы.
Распродажи, скидки,

1

3.
4.
5.

6.
7.
8.

23.

Контро
льные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events

1
1
1

1

https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events

1

https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio

1

1

1

1

24.

бонусы.
Благотворительность.

1

25.

Страхование.

1

26.

В бассейне.

1

27.

1

28.

Делаем ремонт.

1

29.

Праздничный торт.

1

30.

Обустраиваем участок.

1

31.

Поход в кино.

1

32.

Поход в кино.

1

Отправляемся в
путешествие.
Составляем словарик по
34.
финансовой грамотности.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
33.

nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events
https://fg.resh.edu.ru/functio
nalliteracy/events

1
1
34

1
1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. 1. Функциональная грамотность. 1 класс.
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
(Учение с увлечением).
2. 2. Функциональная грамотность. 2 класс.
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
(Учение с увлечением).
3. 3. Функциональная грамотность. 3 класс.
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
(Учение с увлечением).
4. 4. Функциональная грамотность. 4 класс.
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
(Учение с увлечением).

Программа внеурочной
Планета, 2022. – 88 с. –
Программа внеурочной
Планета, 2022. – 88 с. –
Программа внеурочной
Планета, 2022. – 88 с. –
Программа внеурочной
Планета, 2022. – 88 с. –

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.

внеурочной деятельности /
внеурочной деятельности /
внеурочной деятельности /
внеурочной деятельности /

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main
2. Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/
3. Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.