Шахматы в школе 5-7 классы

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов

. ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Приказ № 404 от 31.05.2023

МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением
отдельных предметов

Директор МАОУ СОШ №140
_______________ А.В.Журавлева

Протокол № 6 от «31» мая 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«Шахматы в школе»
для обучающихся 5 классов

г. Екатеринбург, 2023

2

Пояснительная записка
В современной школе важное место занимает развивающая функция обучения,
ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения
готовых знаний, но и, самое главное, понимания, осознания и воспроизведения полученных
знаний в различных метапредметных областях.
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный модуль
обладает

рядом

существенных

преимуществ,

важных

для

общеобразовательных

организаций:
— компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения
и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные
доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных
рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
— возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста
и уровня подготовленности;
— травмобезопасность.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические
основы и правила шахматной игры»; «Практико-ориентированная соревновательная
деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты,
ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-ориентированная соревновательная деятельность» подразумевает
отработку теоретического материала путём выполнения тренировочных, тестовых и
контрольных заданий.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и
даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют
учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о
самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной
деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в
соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»). Эффективность использования системы
шахматных уроков в основной школе доказана их положительным влиянием на общий
педагогический процесс обучения в школе.

3

Цель и задачи модуля
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития
детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и
воспитательные.
Общие задачи направлены на:
— массовое вовлечение подростков в шахматную игру;
— приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;
— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.
Образовательные задачи способствуют:
— приобретению знаний из истории развития шахмат;
— углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о
различных тактических приёмах;
— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
— изучению приёмов и методов шахматной борьбы.
Оздоровительные задачи направлены на:
— формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре
шахмат в частности;
— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений;
— воспитание стремления вести здоровый образ жизни.
Воспитательные задачи способствуют:
— приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия
и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;
— развитию выдержки, собранности, внимательности;
— развитию эстетического восприятия действительности;
— формированию уважения к чужому мнению.

4

Место модуля в учебном плане
Программа разработана для учащихся 5–7 классов и рассчитана на изучение материала
в течение 102 ч: в каждом классе по 34 ч.

5

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного модуля
Программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура»
предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты

освоения программы отражают

индивидуальные

качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного
материала. К личностным результатам относят:
— формирование основ российской, гражданской идентичности;
— ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
— наличие чувства прекрасного;
— формирование основ шахматной культуры;
— понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
— уважительное отношение к иному мнению;
— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
—

воспитание

этических

чувств

доброжелательности,

толерантности

и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам других людей;
— умение управлять своими эмоциями;
— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
— оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности

универсальных

учебных

действий

(УУД):

познавательных,

коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
— владение способом структурирования шахматных знаний;
— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в

6

конкретных условиях;
— умение находить необходимую информацию;
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого
или поискового характера;
— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий
и операций, включая общие приёмы решения задач;
—

способность

строить

логические цепи

рассуждений, анализировать

и

просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

предвидеть

реакцию

соперника,

сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на
основе согласования различных позиций;
— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию,
а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного модуля
«Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной
программе обучающиеся основной школы должны:
— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и
их значении в жизни человека;

7

— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и
направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; —
приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения учебного материала
В результате освоения Программы обучающиеся основного общего образования
общеобразовательных организаций должны:
знать /понимать:
— правила техники безопасности во время занятий;
— историю возникновения и развития шахматной игры;
— чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов
мира;
— вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
— историю возникновения

шахматных соревнований, правила проведения

соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные)
качества шахматиста - спортсмена;
— историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся
шахматных деятелей России;
— использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой
деятельности.
Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.
К концу пятого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся:


правилам разыгрывания дебюта



технике расчета вариантов;



основам стратегического преимущества



специфике открытых и полуоткрытых линий



специфике «хороших» и «плохих» фигур;



поиску и решению различные шахматные комбинации



элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний



длительному концентрированию внимания во время шахматной партии;

К концу шестого учебного года (шестого класса) обучающиеся будут знать:


историю возникновения шахматных дебютов;



основы начала шахматной партии и его особенности;



приемы развития атаки на короля в разных стадиях шахматной партии;

К концу шестого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся:

8



понимать специфику «сильных» и «слабых» фигур, понимать «форпост»;



применять на практике приемы подключения ладьи к атаке на короля соперника;



элементарным навыкам разыгрывания слоновых окончаний;



применению на практике тактических и стратегических средств шахматной
борьбы.

К концу седьмого учебного года (седьмого класса) обучающиеся научатся:


находить и решать различные шахматные комбинации



стратегическим особенностям разыгрывания дебюта;



различным пешечным формациям;



ценить классическое шахматное наследие;



ключевым шахматным компетенциям;



элементарным навыки разыгрывания коневых окончаний;



фундаментальному стратегическому подходу в шахматах



уметь анализировать, разбирать шахматные партии.

9

Содержание учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура»
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития
шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины
и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой
фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур,
сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы;
шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и
нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних
рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.

10

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание раздела

История шахмат

Базовые понятия
шахматной игры

Тесты и
контрольные точки

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности обучающихся

5 класс (34 ч)
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
Знать: историю развития шахматной культуры в эпоху
Основные содержательные линии.
Знакомство с великими шахматистами
Возрождения, о возникновении шахмат в Италии, о
итальянской шахматной школы.
выдающихся итальянских шахматистах, первых
Возникновения шахмат в Италии, первые
шахматных книгах.
шахматные книги.
Знать: тактические приемы «перегрузка»,
Основные содержательные линии.
Шахматная комбинация: «перегрузка»,
«освобождение линии», «освобождение поля», учение
«освобождение поля», «освобождение линии», В» Стейница, важность открытых линией, центра в
комбинации в миттельшпиле на полях h2/h7,
шахматной партии, опасность отставания в развитии и
типовые комбинации по на полях g2/g7,
бесполезных ходов в дебюте, основные типовые
типовые комбинации на полях g3/g6.
приемы в пешечных окончаниях, 5 главных правил
Основы дебюта: роль центра в шахматной
пешечного эндшпиля.
партии, развитие фигур и мобилизация сил,
Уметь: находить типовые тактические приемы в
опасность бесполезных ходов и потеря
миттельшпиле на полях h2/h7, g2/g7, g6/g3,
времени.
использовать перевес в развитии в дебюте, применять
Основы миттельшпиля:
различные типовые комбинации в дебюте,
Учение В. Стеница, значение открытой линии, ориентированные на раскрытие короля соперника и
«хорошие» и «плохие» фигуры.
создание матовых угроз, разыгрывать простейшие
Основы эндшпиля: типовые приемы в
пешечные эндшпили, реализовывать преимущество
пешечных окончаниях.
защищенной проходной пешки в пешечном эндшпиле.
Выполнять: правила поведения за шахматной доской.
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Расставлять позиции для решения упражнений.
Основные содержательные линии.
Решать шахматные упражнения.

Количес
тво
часов

4

14

16

11

Тесты и контрольные точки на все пройденные
тактические прием и шахматные комбинации,
стратегические приемы.

История шахмат

Базовые понятия
шахматной игры

Анализировать шахматные партии, свои ответы и
ответы своих сверстников.
С помощью тестового задания оценивать собственное
выполнение.
Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные
партии – миниатюры и находить комбинации на
изученные темы.
6 класс (34 ч)
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
Знать: иторию развитии шахматной культуры в
Основные содержательные линии.
Знакомство с великими шахматистами русской, России, Франции и Англии, о выдающихся
французской и английской шахматных школ,
шахматистов этих стран, их достижениях и шахматных
их творчеством и шахматными взглядами,
взглядах, истории развития дебютов в Романтическую
история развития шахматных дебютов.
эпоху, гамбиты.
Знать: типовые приемы проведения комбинаций в
Основные содержательные линии.
Шахматная комбинация: типовые приемы
дебюте на полях f2/f7, способы разрушения прикрытия
проведения комбинаций в дебюте на полях
короля, застрявшего в центре, опасность погони за
f2/f7.
выигрышем материала в дебюте в ущерб развитию
Основы дебюта: способы создания атаки на
фигур.
короля, застрявшего в центре, опасность
Уметь: находить создавать атаки на короля при
погони за выигрышем материала в дебюте.
разносторонних и односторонних рокировках методом
Основы миттельшпиля:
пешечного штурма и создания фигурно – пешечной
Пешечные штурмы при односторонних и
атаки, разыгрывать простейшие слоновые эндшпили.
разносторонних рокировках, контрудар в
Выполнять: правила поведения за шахматной доской.
центре – главный ответ на фланговые атаки,
«сильные» и «слабые» поля, «форпост», способ
подключения ладьи на фланг для поддержания
атаки на короля соперника.
Основы эндшпиля: типовые приемы в
слоновых окончаниях.
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность

4

14

12

Тесты и
контрольные точки

История шахмат

Базовые понятия
шахматной игры

Основные содержательные линии.
Тесты и контрольные точки на все пройденные
тактические прием и шахматные комбинации,
стратегические приемы.

Расставлять позицию для решения упражнений.
Решать шахматные упражнения.
Анализировать шахматные партии, свои ответы и
ответы своих сверстников.
С помощью тестового задания оценивать собственное
выполнение.
Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные
партии – миниатюры и находить известные
комбинации

16

7 класс (34 ч)
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
Знать: о классической шахматной школе и ее
Основные содержательные линии.
4
Немецкая шахматная школа. Идеология
выдающихся представителях, история развития дебюта:
классической шахматной школы. Шахматное
модернизм и гиппермодернизм.
творчество З. Тарраша, история развития
дебюта.
Основные содержательные линии.
Шахматная комбинация:
промежуточный ход, блокировка, создание
неотразимой угрозы, «бешеная» фигура,
комбинации на проведение пешки в ферзи.
Основы дебюта: искусство централизации,
важность взаимодействия фигур, методы
реализация дебютного преимущества в
миттельшпиле.
Основы миттельшпиля:
Пешечные структуры: их особенности и
методы игры при каждой из них.

Знать: тактические приемы промежуточный ход,
14
блокировка, способы создание неотразимой угрозы,
«бешеная фигура», комбинации на проведение пешек в
ферзи.
Понимать:
Важность централизации и взаимодействия шахматных
фигур в достижении единой цели,
Уметь: реализовывать преимущество, накопленное в
начальной стадии шахматной партии – дебюте, в
середине партии – миттельшпиле, находить типовые
тактические приемы разыгрывать простейшие коневые
окончания.

13

Основы эндшпиля: типовые приемы в коневых
окончаниях.

Тесты и
контрольные точки

Выполнять: правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Расставлять позицию для решения упражнений.
Основные содержательные линии.
Тесты и контрольные точки на все пройденные Решать шахматные упражнения.
тактические прием и шахматные комбинации,
Анализировать шахматные партии, свои ответы и
стратегические приемы.
ответы своих сверстников.
С помощью тестового задания оценивать собственное
выполнение.
Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные
партии – миниатюры и находить известные
комбинации

16

14

Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень
библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических
компьютерных и других информационных средств обучения, а также оборудования
классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и
специфики конкретного учебного предмета.
При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это
количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие
обозначения:
Д –демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
Наименование объектов и средств материально-

Количество

технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Федеральный государственный образовательный стандарт

Д

основного общего образования
Рабочие программы

Д

Дидактические карточки

К

Учебно-методические пособия и рекомендации

Д

Печатные пособия
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения),

Д

портреты чемпионов мира
Технические средства обучения
Портативный компьютер

Д

Радиомикрофон (петличный)

Д

Музыкальный центр

Д

Сканер

Д

Принтер

Д

Копировальный аппарат

Д
Экранно-звуковые пособия

Аудиовизуальные пособия

Д

Аудиозаписи музыкальные

Д

15

Учебно-практическое оборудование
Гигантские напольные шахматы и шахматное поле

Д

Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами

Д

Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур

Ф

Шахматные часы

Ф

Аптечка

Д

16

Список литературы
1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С.
П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.
3. Гришин В. Шахматная азбука / В. Гришин, Е. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.
4. Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.
5. Карякин С. А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга / С. А. Карякин, Е. И.
Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.
6. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга / С. А. Карякин, Е.
И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.
7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8.

Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: РГ-Пресс,
2020.

9. Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Профи.. Учеб. Пособие / С. Л. Кузин. – М.:
Проспект, 2019.
10. Кузин С. Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2020.
11. Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. – Ростов н/Д: Феникс,
2020.
12. Прудникова Е. А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е. А. Прудникова. – Ростов
н/Д: Феникс, 2018.
13. Шахматы – школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.