Аннотация к рабочей программе по предмету
«Обществознание»
для обучающихся 10-11 классов
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание», а также с учетом федеральной
рабочей программы воспитания. Рабочая программа по обществознанию на
уровне среднего общего образования реализует принцип преемственности
примерных рабочих образовательных программ основного общего и среднего
общего образования.
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в
выполнении системой образования функции интеграции молодежи в
современное общество и обеспечивает условия для формирования
российской
гражданской
идентичности,
традиционных
ценностей
многонационального российского народа, готовности обучающихся к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому
самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и
общества.
Целями обществоведческого образования в средней школе являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за
достижения страны в различных областях жизни, уважения к
традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам
человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций и приоритетов, выработка правового
сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему
самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;
развитие способности обучающихся к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю;
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества, адекватной современному уровню
научных знаний и позволяющей реализовать требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательной программы, представленным в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего
образования;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных
источников,
преобразовывать
ее
и
использовать
для
самостоятельного
решения
учебно-познавательных,
исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных
знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных
областях общественной жизни: в гражданской и общественной
деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейнобытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций,
социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования
учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания,
факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные
отношения; социальные роли человека, его права, свободы и обязанности как
члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности
современного российского общества в единстве социальных сфер и
институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные
аспекты межличностного и других видов социального взаимодействия, а
также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами
государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется
в соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфику
учебного предмета на уровне среднего общего образования:
определение учебного содержания научной и практической
значимостью включаемых в него положений и педагогическими
целями учебного предмета с учетом познавательных возможностей
учащихся старшего подросткового возраста;
представление в содержании учебного предмета основных сфер
жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в
информационном обществе, условий экономического развития на
современном этапе, особенностей финансового поведения,
перспектив и прогнозов общественного развития, путей решения
актуальных социальных проблем;
обеспечение
развития
ключевых
навыков,
формируемых
деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования
(выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и
компетентностей, имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности и при выборе профессии;
включение в содержание предмета полноценного материала о
современном российском обществе, об основах конституционного
строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции
Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина,
тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии
вызовам глобализации;
расширение возможностей самопрезентации старшеклассников,
мотивирующей креативное мышление и участие в социальных
практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом
уровне среднего общего образования от содержания предшествующего
уровня заключается в:
изучении нового теоретического содержания;
рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и
процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
освоении обучающимися базовых методов социального познания;
большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные
познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с
выбором профессии;
расширении
и
совершенствовании
познавательных,
исследовательских, проектных умений, которые осваивают
обучающиеся, и возможностей их применения при выполнении
социальных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.
В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на
базовом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество учебного
времени на два года обучения составляет 136 часов (68 часов в год). Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.