Приложение 27 к основной образовательной программе
начального общего образования ФГОС-2021
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных
предметов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №140
с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического
совета
Протокол №01-08-22/23
от «_30_»_августа____2022г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №140
________________А.В. Журавлева
Приказ № 1/2_____
от «_31_» _августа__2022г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Экономика: первые шаги»
(начальное общее образование)
(направление: социальное)
срок реализации рабочей программы – 4 года
Екатеринбург 2022
Рабочая программа кружка «Экономика: первые шаги» составлена на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования с учетом примерной основной образовательной программы
начального общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»
является частью Основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ СОШ №140, предназначена для обучающихся 1-4 классов.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице
общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении
экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собой такие качества
личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как
важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда
многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об
аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» затрагивает
такой важный вопрос, как отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся
понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (о членах своей
семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
1 класс
К концу обучения в первом классе ученик узнает:
что такое семья;
что такое экономика;
что такое собственность;
почему люди трудятся;
какие бывают профессии;
какие есть зоны у микрорайона;
как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в первом классе ученик сможет научиться:
самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду на природе.
Универсальные учебные действия:
сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошими/плохими
хозяевами;
объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый»,
«бережливый».
обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда,
труда на природе.
уважать труд людей разных профессий;
классифицировать профессии по предмету труда;
рассказывать о профессиях.
2 класс
К концу обучения во втором классе ученик узнает:
какие бывают потребности;
почему все потребности нельзя удовлетворить;
какие бывают товары и услуги;
где можно приобрести товары и услуги;
почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей
человека.
К концу обучения во втором классе ученик сможет научиться:
соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
различать товары и услуги.
Универсальные учебные действия:
различать потребности по видам;
определять потребности домашних питомцев;
формулировать свои потребности.
определять потребности своих близких;
оценивать свои желания и возможности их реализации.
соотносить виды товаров и место их приобретения;
различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих
населению услуги.
3 класс
К концу обучения в третьем классе ученик узнает:
о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
о доходах и расходах в семье;
о формировании бюджета семьи.
К концу обучения в третьем классе ученик сможет научиться:
составлять свой бюджет;
отличать российские деньги от иностранных;
рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.
Универсальные учебные действия:
раскрывать причины возникновения денег;
различать российские и иностранные деньги.
объяснять, как оплачивают товары и услуги;
определять размер сдачи при осуществлении покупки.
устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
выделять существенные характеристики товара.
производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
осуществлять простейшие экономические расчёты;
планировать результаты экономии и бережливости;
взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
4 класс
К концу обучения в четвёртом классе ученик узнает:
основные виды ресурсов;
как производят товары;
какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
почему налоги важны для существования государства.
определять ресурсы, необходимые для производства товара;
объяснять важность меценатства и милосердия.
Универсальные учебные действия:
определять источники формирования богатства;
сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
различать материальные и нематериальные ценности;
обосновывать важность меценатства и милосердия;
объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда,
труда на природе.
различать виды ресурсов;
обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства
необходимых товаров.
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
1 класс
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав
семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта,
целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие
хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства),
щедрость.
Универсальные учебные действия:
сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
объяснять
значение
слов
«экономный»,
«щедрый»,
«запасливый»,
«бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
игра «Генеральная уборка»;
игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.
Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка,
научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар,
обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
тема исследования «Как становятся собственниками»;
игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность —
предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.
Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения
хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего
мастерства.
Практическая и игровая деятельность:
экскурсия в школьную столовую;
экскурсия в библиотеку;
экскурсия в художественный музей;
сюжетно-ролевые игры;
темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят
на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт,
инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с
техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с
бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают
профессию.
Практическая и игровая деятельность:
встреча с человеком интересной профессии;
Конкурс рисунков на тему профессий;
темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как
стать мастером своего дела».
2 класс
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности,
характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних
питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование,
проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и
профессии.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
конкурс рисунков на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека,
направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.
Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются
открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний
(сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу
желания близкого, если оно важнее).
Практическая и игровая деятельность:
конкурс рисунков на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы
помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с
помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем
купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель,
игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец
— профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий
товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами
(получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги —
действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения).
Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и
др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные
услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и
образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает
исполнить образование.
Практическая и игровая деятельность:
изготовление изделий из природного материала для подарка;
игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
экскурсия в магазин;
экскурсия на почту;
мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
3 класс
Жила-была денежка
Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают
все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей
изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер.
Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс
— лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и
копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро
— валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
Практическая и игровая деятельность:
конкурс рисунков страны Натурального хозяйства;
— рисование денег страны Экономики;
— игра «Путешествие в страну Обмению»;
— рассматривание коллекций разных монет.
У всякого товара есть цена
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько
денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами,
которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена
товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
Практическая и игровая деятельность:
экскурсия в магазин;
игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы
услуг.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат
на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара.
Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам
на самом деле те товары, которые рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его
цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её
членов.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;
тема проекта «Реклама продукта»;
исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета»,
«Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О
чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;
изготовление упаковки для подарка.
Доход не бывает без хлопот
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия,
стипендия, пособие.
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её
членов.
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и
расходов.
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на
определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
Практическая и игровая деятельность:
составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
экскурсия в банк;
игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
рисование банковской карты.
«Дом невелик, да лежать не велит»
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.
Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.
Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность
приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме
(электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды,
электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить;
изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
Практическая и игровая деятельность:
путешествие в страну Минуток.
4 класс
Богатство и бедность
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы
(земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты
трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании
богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и
искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется
государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки,
скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и
поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
тема проекта «Как распорядиться богатством»;
тема доклада «Русские меценаты».
Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник
материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в
будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень
образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают,
производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет
сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности
(книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь,
товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Практическая и игровая деятельность:
игра «Служба быта»;
встреча с человеком интересной профессии;
экскурсия в школьную столовую;
экскурсия в библиотеку;
экскурсия в художественный музей;
темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят
на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Как товары производят
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера,
которые бы сделали товар.
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы —
материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные
ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека,
необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые
создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда
одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика,
завод — места, где производят товары.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
прогулка в парк за природным материалом;
изготовление изделий из природного материала для подарка;
игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
экскурсия в магазин;
экскурсия на почту;
проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл»,
«Родословная книжечки» и т. д.;
рисование на темы проектов.
3. Тематическое планирование
1 класс – 17 часов
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Я и моя семья
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Семья. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, - место для жизни семьи.
Хозяйство - всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.
Качества, присущие хорошему хозяину.
Моё и чужое
Собственность человека. Личные вещи человека.
Собственность – это не только вещи, но и произведения человека
(стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает,
получает в дар.
Отношение к своей и чужой собственности.
Почему люди трудятся
Труд – это полезная деятельность людей. Безделье, праздность,
леность – предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует
дорожить.
Ценность труда людей разных профессий.
Важность домашнего труда для ведения хозяйства
Учение - это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и
залог будущего мастерства.
Все работы хороши
Профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с
техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с
работой в природе, с бизнесом)
Как люди выбирают профессию
Профессии членов семьи .
Как люди получают профессию.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс – 17 часов
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема занятия
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни.
Потребности в безопасности (защите от внешних врагов и
преступников, помощи при болезни).
Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище,
воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Социальные потребности.
«Хочу», «могу» и «надо»
Желания как первый шаг появления культурных потребностей,
усилия человека, направленные на их достижение.
Рисование на темы: «Мои желания», «Что я изобрету для того,
чтобы помочь людям?».
Хочу и могу. Желания (потребности) членов семьи, которые
необходимо удовлетворять в первую очередь.
Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний?
Итоговое занятие по теме «,,Хочу”, ,,могу” и ,,надо”»
Как товары и услуги исполняют желания
Что такое деньги, их происхождение.
Доходы семьи.
Расходы семьи.
Где покупают товары?
Что значит экономить?
Мы идем за покупками.
Игра «Магазин».
Итоговое занятие «Экономический калейдоскоп».
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс – 17 часов
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема занятия
Жила-была денежка
Натуральное хозяйство.
Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению».
Что такое деньги, их происхождение.
Фондовая биржа.
У всякого товара есть цена
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.
Как расплачиваться на кассе.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество.
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.
Доход не бывает без хлопот
Доходы семьи
Как и где хранят деньги.
Акции и другие ценные бумаги.
Что такое кредит?
Дом невелик, да лежать не велит
Дом, домашнее хозяйство
Собственность
Государственная собственность
Экономия и бережливость
Игра «Путешествие в страну Минуток»
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс – 17 часов
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема занятия
Богатство и бедность
Как создаётся богатство.
Местное хозяйство твоего края.
Источники богатства человека.
Родословная книжечки.
Богатство и милосердие. Меценаты.
Труд— основа жизни
Ценность и значимость труда.
Все работы хороши.
Мастер «золотые руки».
Местная сфера услуг.
Твой родной край, его достопримечательности, обычаи и
традиции.
Трудовые награды.
Природные ресурсы.
Требования, предъявляемые к изделиям.
Местная промышленность твоего края, её основная продукция.
Транспорт, связь.
Общественный порядок.
Люди каких профессий нужны твоему городу?
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1