Рабочая программа курса внеурочной деятельности Мир вокруг нас

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТО
На заседании педагогического
совета
Протокол №6
от «31» мая 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________________________________
Журавлева А.В.
Приказ №404
от «31» мая 2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»
(начальное общее образование)
(Проектно-исследовательская деятельность)
срок реализации рабочей программы – 4 года

Екатеринбург 2023

Рабочая программа «Мир вокруг нас» составлена на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом
примерной основной образовательной программы начального общего образования
Министерства образования Российской Федерации.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» является
частью Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ
№140, предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Цель курса – создать условия для развития интеллектуальной активности
воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности,
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения курса являются:
 развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
методами искусства и естественных наук;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих
возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы
различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные
жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
 воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости
сохранения окружающей среды;
 формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
 внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство
необходимости учения);
 самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок;
представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание
своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и
«хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего
успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
 мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов;
интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия;
сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально
значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению —
приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и
будущей профессиональной деятельностью).
Метапредметными результатами освоения курса являются:
Регулятивные УУД:
 овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную
деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить
самооценку уровня личных учебных достижений;
Познавательные УУД:

 освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для
детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели
учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование
результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка
выводов по результатам исследования;
 формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска
и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также
понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде
таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
Коммуникативные УУД:
 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие
в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
 доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
 доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы; учиться уважительно относиться к позиции
другого, пытаться договариваться.
Показателями детей первого года обучения следует считать:
 интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их
«самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый»,
«обеспокоенный» и т.д.);
 желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при
помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
проявление заботы о личной гигиене;
потребность в физической активности;
желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения:
 дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения.
 занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост
и развитие комнатных растений.
 знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и
общества, а также с элементарными правилами безопасной работы.
 учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах
ухода, работе с землей.
В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется:
 изучение взаимосвязей между растениями и животными между собой в лесу, на
лугу, в водоеме;
 формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и
роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной
позиции.
 изучение своей родословной в пяти поколениях, а также истории своего родного
края.
В четвертом классе:

 дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные
и культурные объекты страны.
 изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о
природном равновесии и роли человека в его сохранении.
 Строят взаимоотношения со своим окружением в соответствии с кодексом чести
юного эколога, биолога, географа.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предназначена для 1-4
классов начальной школы рассчитана на 68 занятий: 1-4 класс – 17 часов.
1 класс
Введение
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе.
Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и
океаны на глобусе.
Загадка смены времен года
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки,
определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия
месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели
почвы.
Загадки круговорота воды в природе.
Загадки о состояниях воды.
Заключение
Что мы узнали и чему научились за год.
2 класс
Секреты неживой природы
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой
букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с
явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших
капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в
жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые
снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака.
Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда
ветер гонит облака?
Оранжерея на окне
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно
развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому
вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках –
хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать,
выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света,
плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
Человек – часть живой природы

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в
жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети
учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе
с землей.
Охрана природы
В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах
растительного и животного мира.
Досуговые мероприятия
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать
окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать
экологическую культуру детей.
3 класс
Изучение природы
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе.
Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых
объектов.
Условия, в которых мы живем
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления
нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные
явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного
края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это
жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами
Многообразие цветущих и не цветущих растений родного края. Свет, тепло, влага в
жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на
подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения
Красной книги родного края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются
в родном крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем
они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в
водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное
животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние
ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и
кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке.
Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие
родного края. Редкие животные родного края. Домашние животные. Кормление и уход за
ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать
чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота истории людей.
Традиции охоты и рыбной ловли у населения Урала. Природа - источник сил, вдохновения и
оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи
взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Охранять
природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Человек и природа
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.
Культурные растения. Охота в исто-рии людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения
Урала. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие
человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо
соблюдать правила поведения в природе. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Обобщение знаний.

4 класс
Выясняем, что такое экология
Организм и окружающая среда.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой,
между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи
между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и
животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Экология
- наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и
природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей
местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых,
птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных
признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их
лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание
названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран,
подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, уткамандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и
т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их
охраны.
Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники,
национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места
сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира ( 3 - 4 конкретных
заповедника по выбору учителя и учащихся).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и
холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.
Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь.
Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и
засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
Открываем жизнь в почве
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы.
Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа
жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные: речной рак, краб,
мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и
лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг
него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других
примерах по усмотрению учителя). Экологическая пирамида (строится на основе
конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки -

филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов
с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус
полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух- осовидок и ос, иглы ежа,
панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш,
колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и
сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник,
тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана
лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут,
фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по
охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных
ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
Мастерим домики для птиц
Практическая работа по изготовлению
искусственных гнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и
экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического
содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других
классов или дошкольниками.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы
дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей).
Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка
используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на
своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.).
Формы
занятий.
Основными
формами
данной
программы
являются
комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия
состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени
занимает практическая часть. Формы учебных занятий могут быть разными:
индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.
Методы работы:
 словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации.

 наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления детей;

 практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на
практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и
проектные технологии.

3. Тематическое планирование
Тематическое планирование- 1 класс (17 часов)
№п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема
Количество часов
Введение
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор
1
основных тем курса.
Раздел I. Тайны за горизонтом
1
Географические открытия в древности. Небосвод.
1
Перемещение солнца на небосводе.
1
Представление о форме Земли в древности. Земной шар.
1
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Раздел II. Загадка смены времен года
1
Вращение Земли вокруг своей оси.
1
Движение солнца над горизонтом.
Сутки, определение частей суток по разной
1
деятельности.
1
Загадки. Год и времена года.
Названия месяцев на Руси.
1
1
История происхождения названий дней недели.
Раздел III. Тайны круговорота веществ в природе
1
Круговорот веществ в природе.
1
Живая и неживая природа.
1
Цепи питания.
1
Обитатели почвы.
Раздел IV. Загадки круговорота воды в природе
Загадки о состояниях воды.
1
Заключение
Защитим природу. Что мы узнали и чему научились за
1
год.

Тематическое планирование- 2 класс (17 часов)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема
Раздел I. Секреты неживой природы
Природа – наш общий дом
Веселое путешествие в природу времена года.
Раздел II. Оранжерея на окне
Экскурсия в школьный кабинет естествознания
Любители света и тени, влаги и тепла.
Исследовательская работа «Влияние света на рост и
развитие комнатного растения
Раздел III. Человек – часть живой природы
Люди разные нужны, люди всякие важны.
Выращивание лука в домашних условиях.
Исследовательская работа «Влияние условий хранения
на рост и развитие репчатого лука»
Человек! Будь природе другом! Вредные привычки.
Выпуск тематических газет «Лекарственные растения»,
«Перелетные птицы», «Бабочки»
Раздел IV. Охрана природы
День Журавля
Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»
Посвящение в экологи
«Зимняя прогулка»
Экологический проект «Мой цветник»
«Будь здоров!»
Праздник друзей природы

Количество часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование- 3 класс (17 часов)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема
Раздел I. Изучение природы
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять
её.
Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают
природу
Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Раздел II. Условия, в которых мы живем
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны
года. Сезонные явления нашей местности.
Особенности весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные и необычные явления природы.
Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу
родного края.
Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух
в городе чище.
Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их
охрана.
Раздел III. Кто и как живет рядом с нами
Многообразие цветущих и не цветущих растений родного
края. Свет, тепло, влага в жизни растений.
Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные
пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем.
Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной
книги родного края.
Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы
встречаются в родном крае.
Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут
лишайники, о чем они могут рассказать.
Раздел IV. Мир животных и человек
Многообразие животных родного края Какие рыбы
встречаются в водоемах. Аквариумные рыбы - что мы знаем
о них.
Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем
питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.
Древние ящеры и современные ящерицы.
Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и
кочующие птицы. Обобщение знаний.

Количество часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Тематическое планирование- 4 класс (17 часов)
№п/п

Тема

Количество
часов

Раздел I. Выясняем, что такое экология
Экология
наука
о связях между живыми существами и
1.
1
окружающей их средой, между человеком и природой. Организм
и окружающая среда.
Раздел II. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения
Выявление наиболее характерных отличительных признаков
2.
1
схожих видов.
Раздел III. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение
3.
1
Представители редких организмов. Они могут исчезнуть.
Раздел IV. Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники,
4.
1
национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как места
сохранения и размножения редких видов растений и животных.
Раздел V. Выясняем роль неживой природы в жизни живого
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль
5.
1
света в жизни растений и животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.
6.
1
Приспособление растений и животных к жизни в условиях
недостатка влаги.
Раздел VI. Открываем жизнь в почве
Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и
7.
1
кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия.
Раздел VII. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы
8.
Многообразие растений. Знакомство с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные,
9.
1
паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых
существ.
Раздел VIII. Изучаем экологические связи в живой природе
Экологические
связи в живой природе на примере елового леса.
10.
1
Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или
пищевая сеть.
Экологическая пирамида. Защитные приспособления у растений
11.
и животных как проявление тесной связи организмов с
окружающей их средой.
Раздел IХ. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными
Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и
12.
распространения, легенды и сказания. Лекарственные растения,
их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных
растений.
Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих
13.
животных и меры их охраны.
Раздел Х. Мастерим домики для птиц
14.
Мастерим домики для птиц.
Раздел ХI. Учимся передавать свои знания другим ребятам
Изготовление школьниками условных знаков к правилам
15.
поведения в природе и экологических памяток.
Раздел ХII. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
16.
Пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры,
направленные на снижение вредного влияния загрязнений на
здоровье.
Раздел ХIII. Подводим итоги работы за год
Обобщение
основных
теоретических знаний. Экскурсия в
17.
природу совместно с родителями.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.