Рабочая программа курса внеурочной деятельности Веселая грамматика

Приложение 20 к основной образовательной программе
начального общего образования ФГОС-2021
МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением
отдельных предметов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №140
с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического
совета
Протокол №01-08-22/23
от «_30_»_августа____2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №140
________________А.В. Журавлева
Приказ № 1/2_____
от «_31_» _августа__2022г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

«Весёлая грамматика»
(начальное общее образование)
(направление: общеинтеллектуальное)
срок реализации рабочей программы – 4 года

Екатеринбург 2022

Рабочая программа «Весёлая грамматика» составлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования с учетом примерной основной образовательной программы начального общего
образования Министерства образования Российской Федерации.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» является
частью Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ
СОШ №140, предназначена для обучающихся 1-4 классов.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Веселая грамматика» при получении начального общего образования у обучающихся
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
грамматика»

освоения

курса

внеурочной

деятельности

«Весёлая

Обучающийся/выпускник научится:
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке
других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на
этические нормы.
 учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
 учиться выражать свои мысли, аргументировать;
 овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
 уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
 сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
 развиватьсамостоятельность и личную ответственность в информационной
деятельности;
 формировать личностный смысл учения;
 формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Весёлая
грамматика»
Обучающийся/выпускник научится:
1-й класс
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать
своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


2-й класс
Личностные результаты:
 сознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или
многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты:
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.


Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Обучающийся/выпускник научится:
 находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 определять тему и главную мысль текста;
 делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
 вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать
последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;

их

 сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных
признака;
 понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение,
характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы
элементов).
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться:
 использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
 работать с несколькими источниками информации;
 сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся/выпускник научится:
 пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
 формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы,
подтверждающие вывод.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться:
 делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования.

Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся/выпускник научится:
 высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
 оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться:
 сопоставлять различные точки зрения;
 соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Курс рассчитан для учащихся 1–4-х классов (7-11 лет) на четыре года обучения: в 1
классе – 33 часа, во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40
минут в учебном кабинете.
Содержание программы.
1 класс ( 33 часа )
Слово Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие
парные и непарные; твердые и мягкие парные и непарные), слог, ударение. Обозначение
мягкости согласных на письме.
Алфавит.
Большая буква в именах, фамилиях,
географических названиях.. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая?
какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение
Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Текст Отличие текста от набора предложений.
Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и соединений,
отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
2 класс (34 часа)
Волшебная страна «Фонетика» (12 часов) Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о
Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и
мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки.
Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие
и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие
“одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны
звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и
звуки”.
Волшебная страна «Грамматика» (8 часов) Добрый “волшебник” – Ударение.
Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”,
“Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной
(безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический
словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и
буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и
особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности
твердого знака.
В стране «Слов» (3 часа) Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра
– соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и выражения,
происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так
же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

В гостях у частей речи (5 часов) Существительные – слова с предметным значением.
Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя
существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени
существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие
предметов. Здравствуй, Глагол!
Упражнения для закрепления (6 часов) Легкие головоломки. Технология
составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли
орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок
«Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.
3 класс (34 часов)
Дружим с грамматикой (17 часов) Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь
ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?”
(Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” Незаменимый мягкий знак.
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение
имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и
нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда согласные играют с
нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).
Дружим с орфографией(5 часов) А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).
Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные
правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры,
ребусы, загадки.
Изучаем части страны «Речь» (12 часов) Слова – части речи. Имя существительное
– часть страны Речь. Доброе утро, имя прилагательное! Имя прилагательное – часть страны
Речь. Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем
существительным). Глагол – часть страны Речь. Как мама Глаголиха учила глагольчиков.
(Время глагола). С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
4 класс (34 часов)
Состав слова(2 часа) Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику?
Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.
Образование слов(4 часа) Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных
словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях
слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство
родного языка. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных
членах предложения и их добрососедских отношениях.
Главные и второстепенные члены предложения(2 часа) Почему подлежащее и
сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их
добрососедских отношениях.
Признаки частей речи (28 часов) Как морфология порядок навела. (О частях речи).
Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий
падежей. Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя
прилагательное. Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Глагол – часть
страны Речь. Глагол и его друзья. Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви.
НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные
части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное
положение частиц.
Формы проведения занятий:
 лекции;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и

раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок;
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
 самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Виды деятельности: игровая, познавательная.

3. Тематическое планирование
Тематическое планирование- 1 класс (33 часа)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема
Сказочный переполох.
В Страну Слов. Первые встречи. Что такое азбука?
Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов.
Игры со словами.
Выбор друзей в Стране Слов Весёлые буквы гласные.
К несметным сокровищам Страны Слов Интересные
согласные Н, Р, М, Й, Л.
Чудесные превращения слов Удивительные невидимки
звуки
В гости к Алфавиту
Сказка о веселом язычке.
К тайнам звуков и букв. Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки и скороговорки.
В Страну Говорящих Скал. Занимательные кроссворды.
Решаем анаграммы.
В Королевстве ошибок.
Парад орфограмм.
Город Безударных гласных.
Опасные согласные.
Тайный согласный.
Чудеса в Стране Слов.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным
На карнавале слов.
Слова – спорщики.
Слова – друзья. В театре близнецов.
Месяцы-кудесники.
Фразеологический зверинец.
Необычный урок. Разгадываем ребусы.
Олимпиада по русскому языку.
Когда один, когда много.
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
Экскурсия в прошлое.
Полёт в будущее. Игры с буквами и словами.
Игра «Умники, умницы».
Занимательные кроссворды.
Итоговое занятие.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование- 2 класс (34 часа)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах.
Можно ли писать без букв? Анкетирование.
Улица "Мягкая, улица "Твердая".
Удивительные звуки.
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”.
Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются.

6.
7.

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи.
Грамматическое домино”. Игры Деда Буквоеда.

1
1

8.
9.

Распутываем змеиный клубок.
Легкие
головоломки.
Технология
составления
головоломок.
Дядюшка Слог. Игра "Собери слово".
Правила движения в стране "Фонетика" (правила переноса
слов)
«Грамматическое домино”. “Счастливый случай”.
Играем в загадки. Технология составления загадок.
Добрый "волшебник" – Ударение.

1
1

Ударение над гласной может сделать букву ясной.
Ударение над гласной может сделать букву ясной
На сцене гласные
Для всех ли фонем есть буквы?
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Сказка "Приключение в стране "Имя Существительное".
Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной
буквы.
Звонкие и глухие "двойняшки". В стране "Двойняшек".
Приключения в стране "Имя существительное".
Волшебный клубок орфограмм.
Приключения в стране "Имя прилагательное".
Дружба имени существительного с прилагательным
Дружба имени существительного с прилагательным
Здравствуй, Глагол!
Сколько слов Вы знаете?
Крылатые слова и выражения, происхождение слов.
Крылатые слова и выражения.
Из чего состоят слова? Так же, как и у кустов, корень есть у
разных слов.
Шарады и логогрифы.
Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…»
Секреты родного языка.

1
1
1
1
1
1
1

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Количество часов
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Тематическое планирование- 3 класс (34 часа)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
Сокровища родного языка.
Незаменимый мягкий знак.
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.
Хорошо ли ты знаешь алфавит?
Волшебник “Ударение”.
Из чего же, из чего же состоят слова?
Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.
Как корень слова учил окончания уму – разуму.
В стране парных звонких и глухих согласных.
В стране парных звонких и глухих согласных.
В стране одиноких согласных.
Дружим с грамматикой.
Дружим с грамматикой.
Досадное недоразумение.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не
произносятся, но пишутся в тетрадке.
Новые друзья корней – приставки.
Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет.
Слова – части речи.
Имя существительное – часть страны Речь
Как у существительных род появился.
Доброе утро, имя прилагательное!
Имя прилагательное – часть страны Речь.
Моя мама – имя существительное.
Глагол – часть страны Речь.
Глагол – часть страны Речь.
Глагол и его друзья.
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная
форма глаголов).
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. ( Прошедшее,
настоящее, будущее времена глаголов).
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. ( Прошедшее,
настоящее, будущее времена глаголов).
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).
Группировка слов, подбор слов на определенные правила
(с использованием словарей).
Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику.
Беседа. Игры.

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование- 4 класс (34 часа)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.

Тема
Хорошо ли ты знаешь грамматику?

Количество часов
1

Где прячутся ошибки?
Почему подлежащее и сказуемое – главные в
предложении?
Об однородных членах предложения и их добрососедских
отношениях.
Как морфология порядок навела.
Имя существительное – часть страны Речь.
Сказка о падежах. Этимология названий падежей.
Слово одно, а значений - несколько.
Слова – тезки.
Одно и то же, но по-разному.
Слова с противоположным значением.
Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
Очень занимательное – имя прилагательное.
Имя прилагательное – часть страны Речь.

1
1

Словарное богатство родного языка.
Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?
Универсальные заменители.
Глагол – часть страны Речь.
Сказка о глаголе, о спряжении глагола.
Глагол и его друзья.
Глагол – настоящий богач среди частей речи.
Сила любви. НЕ с глаголами.
Откуда появились глаголы – исключения?
Хорошо ли ты знаешь глагол?
Хорошо ли ты знаешь глагол?
В царстве наречий.
В царстве наречий.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора
предлогов со всеми словами. Служебное положение
частиц.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора
предлогов со всеми словами. Служебное положение
частиц.
Хорошо ли ты знаешь части речи?
Хорошо ли ты знаешь части речи?
Слова – родственники.
Слова – родственники.
Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.